Комплексы лечебной физкультуры для детей. Лечебная гимнастика для детей Что такое лфк для детей 6 лет

На сегодняшний день лечебная физкультура в детском возрасте представляет собой великое , разнообразных игр, занятий, которые позволяют восстановить и улучшить работу органов и остальных систем организма не препятствуя детскому развитию.

Польза упражнений

Движение - основа развития организма особенно в детском возрасте, человек без движения не может прожить и дня. Отдельные виды упражнений способны повлиять на возможные нарушения в функциях организма, что очень важно при учёте заболеваний в отдельных органах и системах. для детей основывается на положительном влиянии упражнений на нервную систему ребёнка, укреплении иммунитета и коррекции имеющихся патологий ().

Очень важную роль в лечебной физической культуре, проводимой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеют специальные подвижные игры, которые не только обладают терапевтическим эффектом, но и стимулируют положительные эмоции. Упражнения способны регулировать разные функции всех без исключения систем и органов детского тела. Во время проведения упражнений ЛФК для детей применяется великое множество методов и практик, а точнее:

  • упражнения, включающие гимнастические элементы;
  • простые активные игры;
  • закаливание;
  • массажи для оздоровления и лечения;
  • вспомогательные механические устройства (механотерапия);
  • гимнастика в бассейне.

Особенности занятий ЛФК у младенцев

Залогом успешного выполнения назначенных упражнений ЛФК для детей является соответствие средств и методик проведения занятий возрастным особенностям ребенка. Важно помнить, что занятия ЛФК для детей раннего младенческого возраста должен проводить дипломированный специалист, особенно в первые месяцы жизни. Необходимо обязательно придерживаться методов рассеянной нагрузки. Время, отведённое на занятие ЛФК, не должно поначалу превышать 7–15 минут.

Первые годы жизни ребенка характеризуются очень высокими темпами развития и роста организма в целом. Интенсивно увеличиваются все возможные показатели: рост, вес, объем грудной клетки, размеры стоп. По мере взросления и развития детского организма, движения становятся более осмысленными, приобретают физическую законченность действий, определённую целесообразность. Но в детском сознании все еще преобладают процессы безмятежности над процессами концентрации. По результатам социальных опросов двухлетние дети 60% времени физически активны, если не считать время сна, а уже к третьему году активность достигает показателя 70% времени бодрствования.

Учитывая особенности детей этой возрастной группы, упражнения должны подбираться несложные, которые не требуют высокой концентрации внимания и интенсивной физической активности.

Очень хорошо подойдут упражнения в бассейне и пассивная гимнастика, массаж. По мере развития и взросления можно подключать активные игры с элементами лечебных упражнений для правильной осанки.

Особенности ЛФК у дошкольников

В период дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) у детей отмечается интенсивный рост конечностей. Проходят фундаментальные изменения и преобразование развития речевых способностей. Малыш овладевает первоначальными навыками взаимодействий с окружающим миром.

Совершенствуется дальнейшее развитие основных видов движений, прицельность бросания и метания различных предметов, возникают беговые навыки, новые элементы в построении прыжка и приземления.

Учитывая быструю утомляемость мышц и относительную слабость костей скелета, дети младшего дошкольного возраста все еще неспособны к длительной физической активности. Желательно упражнения во время занятий максимально разнообразить и проводить их в игровой форме. Время полезной нагрузки может быть немного увеличено и не должно превышать 15–20 минут.

Этой возрастной группе детей подойдут:

  • активные игры с элементами ЛФК на свежем воздухе;
  • гимнастические упражнения с применением мяча, фитбола;
  • занятия в бассейне;
  • лечебные и оздоровительные массажи.

Особенности занятий ЛФК школьников

Уже в школьном возрасте объём ЛФК используется в полную силу. Занятия длятся не менее 30–45 минут и ведут к , что очень важно в этом возрасте, так как асимметричное развитие мышц тела влечет нарушение осанки и возникновение искривления позвоночника, что в будущем чревато патологией внутренних органов. Поэтому методика проведения занятий разрабатывается с учетом возраста детей, их физических возможностей и уровня активности. Для этого необходим оснащенный всеми необходимыми тренажерами и инвентарем спортивный зал. Проводить занятия ЛФК и подбирать упражнения для детей должен исключительно специалист.

Правильно подготовленная и отработанная специалистом до малейших деталей техника упражнений действительно поможет укрепить здоровье ребят.

Важно знать что в лечебной физической культуре, проводимой с детьми школьного возраста, особое место занимают игры подвижного характера, в которые включаются лечебные элементы. Во время игры задействовать все части тела в беге, ходьбе, приседании, прыжке, метании и ребенок сам будет выполнять все упражнения, так как увлечен игровым процессом.

Для детишек старше 7 лет игровые занятия разнообразны и включают множество элементов и техник. В этом возрасте можно ознакомиться с книгами о физическом воспитании. Для младших школьников лучше всего использовать сюжетные игры, то есть называя детей персонажами мультфильмов и предлагая выполнить подражательные действия любимых героев («Том и Джерри», «Мышеловка»). Обязательно выполняйте игровые элементы с мячом. Дети более старшего возраста с удовольствием участвуют в играх-эстафетах с выполнением спортивных элементов, использованием гимнастических снарядов.

Назначение ЛФК

Для того чтобы выбрать игру, которая содержит лечебные элементы, инструктор или врач сначала ознакомится с диагнозом ребенка. После этого, учитывая возрастную нагрузку и степень адаптации ребенка к ней, подберет соответствующую развитию группу. На комбинации всех факторов строится насыщенность игры лечебными упражнениями и корригирующими двигательными элементами (бег, прыжки, ходьбы, метание снаряда).

Очень важно учитывать уровень сложности восприятия правил игры и баланс эмоциональной и физической нагрузки при выполнении ролей. Также инструктор должен иметь в виду, что игра которую он предлагает, должна заинтересовать и вызвать желание продолжить, повторять ее.

Занятия на свежем воздухе

Очень полезны занятия ЛФК на открытых площадках, где, кроме лечебного эффекта от упражнений, достигается закаливание детского организма. Особенно это актуально для учебных санаториев, где дети находятся целый учебный год. В таких учреждениях занятия ЛФК проводятся очень часто на свежем воздухе практически весь учебный год.

Чаще всего в санатории есть большой спектр игровых площадок для разнообразных спортивных игр, например, поле для мини-волейбола. Эта игра является эффективным средством всестороннего физического развития ребенка, она способствует гармоничному росту мышц тела, формированию мышечного корсета. Разнообразие движений с применением игровых ситуации на площадке способствует устранению опасности переутомления, профилактируют развитие мышечного дисбаланса.

При наличии опытного инструктора и соответствующего инвентаря, активные игры не только принесут удовольствие ребятам, но и окажут должный лечебный эффект.

Детям, которым нужны прогулки и свежий воздух, рекомендуется ходить в походы определённой длительности, катание на велосипедах в специально отведённых местах.

Считается, что наиболее сложным видом спортивно-прикладных упражнений является плавание, но если тщательно подготовиться, подобрать верный комплекс упражнений, можно получить массу хороших впечатлений и положительный лечебный эффект.

К формированию важно приступать с раннего детского возраста. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительным учебным процессом и увлечением компьютерными играми, приводит к искривлению позвоночника. Неправильная осанка, вызванная проблемами с позвоночным столбом, негативно повлияет и на здоровое развитие внутренних органов. Регулярное выполнение лечебной физкультуры для детей – шанс избежать развития серьезных заболеваний или откорректировать уже имеющиеся проблемы со здоровьем.

ЛФК при нарушении осанки

Осанка – возможность человеческого тела контролировать свое положение в пространстве, на которое влияет действие внешних сил. Такое определение верно для статичной позы и положения тела во время движения.

В определенные периоды жизни детей (6-7, 13-15 лет) начинается ускоренный рост костной массы, интенсивно увеличиваются в размерах внутренние органы. Если к этому времени их мышечная ткань «не подготовлена», то позвоночник остается без «поддержки». Он уязвим для развития патологических изменений, формирования неправильных изгибов. При таких нарушениях у детей уменьшается диапазон во время дыхания, начинаются сбои в работе пищеварительного тракта, сердца и сосудов. Наблюдается развитие близорукости.

Чтобы таких опасных последствий не возникло, ребенок должен регулярно развивать мышечную массу. Начиная с 5-6 лет, детям , направленную на профилактику проблем с позвоночником. Если же патологические изменения уже начались, на помощь придет ЛФК для детей с нарушением осанки.

Чем раньше начнутся занятия, тем проще исправить осанку.

ЛФК состоит из комплекса лечебных упражнений, которые выполняют такие задачи:

  1. Тренировать мышцы и связки спины (применяют с профилактической целью);
  2. Корректировать (используют при выявленных дефектах осанки).

Используют упражнения для осанки, разработанные для детей, для таких целей:

  • Укрепить мышечную ткань так, чтобы добиться правильной симметрии;
  • Развивать функцию двигательной активности;
  • Стимулировать правильный обмен веществ, работу сердца и легких;
  • Стабилизировать эмоциональный фон;
  • Устранить легкую степень деформации;
  • Остановить прогрессирование сложных форм.

Занятия ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного и школьного возраста проводят от 2 до 4 раз в неделю 2-3 месяца. Затем делается перерыв в 1 месяц и тренировки возобновляются. Для достижения эффективного результата ребенок должен пройти 4 таких «подхода», причем каждый раз комплекс упражнений усложняют.

Противопоказания

  • Болезни, вызванные острыми воспалительными процессами;
  • Вирусные или инфекционные патологии, вызывающие повышенные показатели температуры тела;
  • Сильная суставная или мышечная боль;
  • Прогрессирующий сколиоз.

После того, как заболевания устранили, можно приступать к занятиям.

Подготовительный этап

Несмотря на то, что занятия ЛФК необходимы детям, большинство из них не спешит выполнять нужные упражнения. В этом случае им на помощь должны прийти взрослые. Правильная мотивация и контроль – важные составляющие успеха занятий.

Готовятся к занятиям после того, как врач определит вид нарушения осанки и исключит возможные противопоказания. Независимо от того, какой комплекс упражнений при нарушении осанки для детей определят медики, к ним нужно подготовиться:

  1. Прием пищи осуществлять не ранее, чем за 2 часа до занятий. Предпочтение отдавать продуктам, содержащим сложные углеводы.
  2. С собой всегда иметь питьевую воду.
  3. Проветривать помещение перед тренировкой.
  4. Заниматься в спортивной одежде свободного покроя, чтобы она не стесняла движения.

Вначале занятия проводят в специально оборудованных кабинетах под руководством инструктора. Затем, если состояние здоровья и общее самочувствие ребенка позволяет, продолжить тренировки можно в домашних условиях.

Перед занятиями детям объясняют правила занятий на ЛФК.

  • Нельзя пропускать тренировки без уважительной причины, сокращать или увеличивать их длительность;
  • Во время выполнения упражнений обязательно следить за правильным дыханием;
  • Все движения выполнять медленно, без рывков;
  • При появлении боли и дискомфорта сообщать инструктору;
  • Если в день занятий плохое самочувствие, то их нужно отменить.

Как и все физкультурные занятия, лечебные упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Разминка;
  2. Основные упражнения;

Упражнения для исправления осанки

Приведем примеры выполнения базовых упражнений для детей разных возрастов.

Разминка

Упражнение 1

Занятия начинают с разминки. Она должна «подготовить» мышцы и связки к последующим нагрузкам, «разогреть» их. Для детей 7 лет можно начать зарядку с такого упражнения.

  • Исходная позиция (И.п.) – стоим прямо с опущенными руками;
  • Во время глубокого вдоха медленно становимся на носочки и поднимаем руки вверх;
  • Тянем руки вверх, стараясь «достать до потолка»;
  • Возвращаемся в исходную позицию, выдыхаем.

Для правильного «разогрева» понадобится 10 подходов.

Упражнение 2

Следующее упражнение направлено на разогрев» мышц рук и шеи:

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
  • По очереди поднимаем плечи по 5 раз каждое;
  • Делаем махи правой рукой 5 раз;
  • Делаем махи левой рукой 5 раз;
  • Обводим круговыми движениями правой рукой вдоль тела 5 раз;
  • Повторяем это движение левой рукой 5 раз;
  • Делаем двумя руками круговые движения одновременно 5 раз;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 3

Дети 10 лет смогут выполнить это упражнение, интенсивно «разминая» мышечную и суставную ткань:

  • И.п. – стоим, расставив широко ноги, опустив руки вдоль тела;
  • Хождение на месте с высоким подъемом коленей в течение 2 минут;
  • Вернуться в исходное положение;
  • Подпрыгнуть на правой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на левой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на двух ногах 5 раз;
  • Прыгнуть, развернувшись на 180 градусов, 5 раз;
  • Вернуться в исходную позицию;

Основные упражнения

Упражнение 1

  • И.п. – стоим, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • На спину кладут гимнастическую палку, удерживая ее локтями;
  • Делаем наклоны вперед, держа спину ровно;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 2

  • И.п. – стоя, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • Гимнастическую палку держим за спиной около плеч;
  • Не спеша поднимаем руки с фиксированной палкой вверх;
  • Возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 3

  • И.п. – лежа на животе, с выпрямленными в одну линию с телом руками и ногами;
  • На выдохе медленно поднимаем ноги как можно выше;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 4

  • И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
  • Вдохнуть и опуститься ягодицами на ступни;
  • Выдохнуть и потянуться всем телом вперед, медленно прогибая спину;

Многие современные дети имеют проблемы с опорно – двигательным аппаратом, большинство таких нарушений происходят из-за неправильного образа жизни: пользования гаджетами, просмотра телевизора, малой подвижности. Комплекс ЛФК для детей способен исправить большинство проблем с позвоночником. Упражнения способствуют не только решению конкретной проблемы, но и укреплению всего организма.

Лечебная физкультура при нарушениях осанки может быть не только способом избавления от недостатков, но и одним из методов профилактики. Список заболеваний, при которых можно применять ЛФК, очень большой, он охватывает совершенно разные области медицины.

Показания к использованию комплекса:

  • патологии в работе сердечно-сосудистой системы;
  • болезни ЦНС;
  • искривления позвоночника;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • остеохондроз;
  • сколиоз;
  • травмы;
  • ожирение;
  • сахарный диабет;
  • туберкулез;
  • астма.

Правильно составленный комплекс упражнений, при травматических и других нарушениях опорно-двигательной системы, постепенно восстанавливает мышцы и способствует движению суставов. Постепенно, по мере выполнения комплекса ЛФК, улучшается кровообращение, которое не дает образоваться застоям в виде синяков и гематом. Также такие занятия могут использоваться для разработки конечностей при открытых и закрытых переломах.

Важно! Нельзя применять комплексы упражнений самостоятельно, без контроля врача, так как ЛФК имеет большой список противопоказаний, перед лечением нужно их исключить.

Разновидности комплексов и упражнений

Врачи считают, что к лечебной физкультуре можно отнести не только специализированные комплексы для восстановления, но и любой активный отдых, например, игры на свежем воздухе с детьми. Основные комплексы ЛФК для детей можно разделить на два вида:

  • общий – сюда входят упражнения на поддержку всего мышечного каркаса организма;
  • специализированный – гимнастика для восстановления определенной части тела или системы органов, которые имеют нарушения.

Упражнения, которые входят в эти комплексы, делятся на следующие виды:

  • активные – постоянные смены позы, кардио – упражнения, при которых пульс поднимается выше положенного;
  • пассивные – статические позы для занятий с младенцами, где движения за ребенка выполняет специалист или родители, двигая его конечности своими руками.

По характеру можно выделить: дыхательная гимнастика, на расслабление, на растяжку, на координацию и корригирующие занятия.

Описание упражнений

Общие комплексы упражнений ЛФК:

  • для дошкольников:
  • разнообразные варианты ходьбы: высоко поднимая колени, на носочках, гусиный шаг;
  • махи ногами из положения лежа на животе: поднимать прямые ноги поочередно, затем вместе, следить за тем, чтобы ничего, кроме ног, не отрывалось от пола;
  • выполнение упражнения «ласточка»;
  • стояние на одной ноге поочередно.
  • для школьников:
  • взять в руки мяч и, не сгибая их, поднимать вверх, в стороны, опускать вниз, в исходное положение, поднять мяч над головой и, не нагибаясь, завести его за спину;
  • руки поставить в положение «самолет» и нагибаться вперед и в стороны как можно ниже;
  • принять позу с упором на колени и локти, выгибать спину и прогибать;
  • езда на велосипеде лежа на спине.

При выполнении гимнастики важно следить за правильностью положения спины и других частей тела, дыхание должно быть размеренным и глубоким. Такая ЛФК показана при нарушении осанки у детей, комплекс занятий может быть разным, главное при выполнении быть аккуратными и не форсировать события, заниматься лучше утром натощак.

Специальный комплекс ЛФК при сколиозе у детей:

  • стоя в расслабленной позе, нужно глубоко вдохнуть и параллельно поднять руки над головой, затем делать плавный выдох с опусканием рук – 7 подходов;
  • выполнение упражнения «велосипед», лежа на спине до максимума – 15 подходов;
  • выполнение упражнения «лодочка» – держать, сколько хватит сил, по максимуму;
  • наклоны вперед, назад и в стороны в руках с палкой – 7 подходов.

Сколиоз является патологией строения позвоночника, а точнее, нарушения его позиции пропорционально телу. Характеризуется смещением и асимметрией в плечах.

ЛФК гимнастика при кривошее у детей, специальный комплекс упражнений:

  • ходьба по 30 секунд на носочках, при согнутых в коленях ногах, с поднятием ног на максимальную высоту;
  • сесть, выпрямить ноги, облокотиться на руки сзади, поворачивать медленно голову в стороны, одновременно подтягивать на себя носок одной ноги – 8 подходов;
  • лежа на животе, сгибать шею в ускоренном темпе.

Гимнастические комплексы при данном заболевании лучше не использовать в домашних условиях, такие патологии должны лечиться под строгим контролем врача, так как одно неверное движение может усугубить ситуацию.

Дополнительно для растущих организмов можно проводить кардио-тренировки для детей – см. ниже.

Важно! Обязательно проконсультируйтесь со специалистом перед выбором комплекса упражнений для своего ребенка.

Правила выполнения упражнений

Все виды ЛФК при любых заболеваниях должны выполняться при соблюдении некоторых правил, такой подход поможет добиться более быстрых результатов и обезопасит пациента от осложнений.

Правила, которые нужно соблюдать при выполнении ЛФК:

  • перед выполнением упражнений нужно обязательно проконсультироваться у врача;
  • нельзя выполнять упражнения при серьезных патологиях самостоятельно, без медицинского надзора;
  • нагрузка должна подаваться постепенно, нельзя утомлять малыша;
  • избегать болезненных ощущений при ЛФК;
  • сразу после еды нельзя заниматься;
  • заниматься в проветриваемом помещении, но без сквозняка.

При занятиях с младенцами, до начала выполнения упражнений, малыша нужно нежно поглаживать, чтобы он привык к рукам. Старшие дети должны выполнять гимнастику на дыхание, прежде чем перейти к комплексу физических занятий.

Эффективность лечебной гимнастики и восстановления малыша в условиях тяжелых патологий зависит от совокупной работы медиков, родителей, самого ребенка, массажистов и психологов. Родители не должны перекладывать всю ответственность на специалистов, многое зависит от них.

В первую очередь, родитель должен донести до своего маленького чада информацию о правильной осанке, для чего она нужна, как правильно сидеть за столом и т. д.

Нельзя ругать детей и обижать их словами, если есть какое-то искривление или нарушение в осанке.

Дома необходимо организовать быт так, чтобы он способствовал восстановлению:

  • мебель и предметы быта должны соответствовать росту малыша;
  • когда ребенок сидит на стуле, он должен упираться в пол ступнями;
  • занятия должны проводиться строго по расписанию, желательно с утра;
  • режим дня должен быть четким, с соблюдением времени работы и отдыха, ЛФК тоже должна быть вписана в режим дня;
  • матрас у ребенка должен быть твердым, чтобы спина не прогибалась во время сна;
  • создать благоприятную атмосферу, избегать ругательств и повышения тона на малыша, нелицеприятной критики в его адрес.

Занятия с детьми дошкольного возраста должны принимать облик игры, чтобы малыш не терял интереса и концентрации. Выполнять комплекс ЛФК лучше под присмотром инструктора, в домашних условиях можно совершать отдельные элементы гимнастики. Длительность курса и количество повторов каждого упражнения также должен определять специалист, так как у всех детей разная выносливость и индивидуальная реакция организма.

В детском возрасте формируется весь организм и его костяк, важно внимательно следить за ростом ребенка и замечать малейшие недостатки, которые легко можно исправить. Взрослому человеку тяжело справляться с нарушениями позвоночника или опорно-двигательной системы, иногда невозможно излечить заболевание до конца.

Новорожденный ребенок ограничен в движениях из-за особенностей его тела. Не до конца сформировавшийся двигательный аппарат крохи не позволяет ему выполнять те движения, которые, к примеру, доступны малышам годовалого возраста. Чтобы двигательная активность грудничка развивалась и совершенствовалась, полезна лечебная физкультура для грудничков. Подобная гимнастика очень полезна для новорожденных детей, и может выполняться не только в случаях отклонений в развитии или каких-либо врожденных патологий. Физкультура для младенцев так же обязательна, как и уроки физического воспитания в детском саду или школе.

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки. ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Правила проведения ЛФК

Прежде чем начать делать ребенку лечебную гимнастику, следует ознакомиться с правилами ее проведения.

  1. Лучшее время для начала занятий по ЛФК – месячный возраст. При этом гимнастика должна чередоваться с массажем. С полугодовалого возраста лечебный комплекс занятий начинают делать с ЛФК, а заканчивают массажем, давая ребенку расслабиться и отдохнуть.
  2. Если грудной ребенок чувствует себя плохо, физкультура должна быть отменена. Продолжать делать лечебный массаж можно будет только после того, как малыш полностью поправится.
  3. Грудной ребенок может капризничать во время массажа. В такие моменты его нужно отвлечь игрушкой или успокоить, взяв на руки. Приучать к занятиям лучше постепенно, а нелюбимое упражнение выполняют в самом конце комплекса.
  4. Следите за своими движениями – не переусердствуйте, иначе в следующий раз грудничок откажется от массажа криком и истерикой, помня боль и дискомфорт, который он ощущал в прошлый раз. Запомните: после процедуры на теле малыша не должно оставаться красных пятен, и тем более синяков.
  5. Прежде чем начать делать гимнастику, необходимо проветрить помещение, исключить сквозняки. Оптимальная температура воздуха – 20-22 0 С. Проводят гимнастику спустя 0,5-2 часа после еды и купания.
  6. Стол, где вы будете делать массаж ребенку, должен быть свободным с трех сторон, чтоб была возможность беспрепятственно подойти к малышу.
  7. Важно тщательно вымыть руки перед процедурой, разогреть их, снять все металлические предметы (браслеты, часы, кольца), срезать ногти. На коже рук у взрослого не должно быть ссадин и ран.
  8. Грудничок в возрасте после месяца может быть голеньким во время процедуры, новорожденного младенца оголяют частично – открывают те места на теле, которые массажируют.
  9. Если проводится лечебная физкультура, крохе надевают майку или футболку с коротким рукавом, трусики с подгузником.

Грудной ребенок во время ЛФК должен лежать на ровной поверхности (например, на пеленальном столике). Общее время занятий – 15 минут. Каждое упражнение рекомендуется повторять от трех раз. Все движения следует сопровождать ласковыми словами, улыбкой – гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции.

Очень важно правильно выполнять порядок ЛФК: сначала начните комплекс нежными и легкими поглаживающими движениями, не нажимая при этом с усилием на детское тельце. Ручки принято поглаживать от пальчиков к плечам, ножки – от ступней кверху, животик – с боковых частей к пупку. Поглаживания животика нужно делать исключительно по часовой стрелке и вокруг пупка.

Общие упражнения для лечебной гимнастики

Если грудной ребенок готов узнать, что такое лечебная физкультура, начните делать следующие упражнения.

  1. Развиваем правильное дыхание. Уложите кроху на спинку, скрестите его ручки на груди. По очереди поднимайте ручки вверх, слегка удерживайте их в таком положении. Затем поднимите вверх обе ручки, заводят их за голову, после чего опускают вниз, располагая вдоль туловища.
  2. Гимнастика для ножек. Согнуть ножки младенца в коленных и тазобедренных суставах, сомкнуть их, сблизив коленки. Придерживая большим пальцем коленку, остальными обхватить таз грудничка и выполнять повороты таза в стороны. Еще одно упражнение – по очереди сгибать ножки малыша, а затем чередовать их сгибание со сгибанием ручек. Третье упражнение – разводить ножки в тазобедренном суставе. При этом усилия прилагать не нужно – все должно происходить медленно и аккуратно.
  3. Повороты с спины на животик. Чтобы грудничок научился переворачиваться, это упражнение выполнять нужно обязательно. Важно, чтобы рядом был помощник. Грудной малыш должен лежать на спине. Помощник вытягивает его правую ручку вверх и удерживает ее в таком положении, а инструктор в это время фиксирует правое бедро крохи. Затем помощник должен зафиксировать правую ладошку грудничка на столе, расправив ладошку. Инструктор должен переложить левую ножку крохи через правую, помогая ему перевернуться на животик.
  4. Как научить ребенка ползать? Проще выполнять действие вдвоем: один взрослый держит грудничка за ноги, второй за руки. Первый попеременно подтягивает ножки к животику, а второй – по очереди переставляет ручки младенца. Если грудной ребенок еще не держит самостоятельно голову, следует привлечь к упражнению еще одного взрослого.

Через 4 месяца после рождения грудничок начнет делать первые попытки, чтобы сесть. В этот период ему важно подсобить, и поможет в этом лечебная гимнастика.

  1. С положения «лежа на спине» малыша приподнимают за спинку, делая упор на правую ручку, согнутую в локте. Это же повторяют с левой ручкой.
  2. Ребенок лежит на спине, ему в ручки дают палочку толщиной 2-3 см. Придерживая кулачки крохи, поднимают малыша от поверхности стола, заставляя его сесть. Нужно следить, чтобы ножки грудничка оставались ровными.
  3. Палочку укладывают под пеленку, сложенную в несколько раз, ставят ножками на нее ребенка, удерживая под мышками. Расположение ножек – на ширине плеч. Во время приседаний нужно следить, чтобы ножки не смешались.
  4. Наклоны на палочке. Ставят ребенка, как в предыдущем упражнении. Правой рукой удерживают грудничка за живот и грудь, а левой фиксируют коленки. После этого выполняют наклоны.
  5. Стойка на четвереньках. Взрослые приподнимают ребенка за животик, фиксирую ручки на поверхности стола, а ножки сгибают в коленных и тазобедренных суставах. В таком положении ребенок должен находиться порядка 1 минуты.

Когда малыш уж может стоять на четвереньках, его обучают ползанию по аналогии упражнения по ползанию на животе.

Упражнения с мячом (фитболом)

Оказывается, мячом можно не только играть, но и укреплять организм маленького ребенка. Для грудничка полезны такие упражнения на фитболе:

  • покачивания в направлении вперед-назад, влево-вправо, по часовой стрелке, с потряхиваниями. При этом ребенок должен лежать на спине;
  • сгибаем ножки грудничка в коленках к животику, при этом опускаем мячик к себе, разгибаем ножки, опуская мячик от себя;
  • тренируем животик ребенка такими же движениями, как и в первом упражнении, только малыша нужно укладывать не на спинку, а на животик.

Во время упражнений на фитболе его нужно застелить пеленкой, а также следить за тем, чтобы грудной малыш в процессе не ударился головой. Сначала упражнения должны быть простыми и легкими, со временем их можно усложнить.

Комплекс упражнений ЛФК для грудничка

Как правило, лечебную физкультуру детям с патологиями назначает специалист, он же определяет, какие упражнения будут для ребенка наиболее эффективными. Если же у ребенка никаких отклонений в физическом развитии нет, родители могут взять за основу гимнастики следующий комплекс упражнений:

  1. Поглаживание тела, конечностей.
  2. «Махи» ручками в стороны с положения «лежа на спинке».
  3. «Перекрестные махи»: скрестить ручки крохи на груди, развести в стороны, снова скрестить и т.д.
  4. Поочередное сгибание/разгибание ножек в коленке.
  5. Легкое постукивание по грудке малыша (упражнение способствует укреплению грудных мышц).
  6. Поглаживания по спине: проводим указательным и средним пальцами вдоль позвоночника в направлении снизу-вверх, ладошками от позвоночника к ребрам, круговыми движениями от поясницы к голове (выполняем большим пальцем) и по пояснице от позвоночника к ребрам.
  7. Массаж кожи головы пальцами, выполняя легкие круговые движения, или мягкой щеточкой.

Все движения должны быть аккуратными, выполняться без нажима. Комплекс можно дополнять новыми упражнениями по мере взросления ребенка.

Противопоказания к ЛФК

Есть случаи, когда лечебная гимнастика категорически противопоказана для грудничка:

  • инфекционные заболевания, повышенная температура тела;
  • сердечная, легочная недостаточность;
  • кожные болезни: аллергические дерматиты, грибок, инфекционная сыпь, ожоги, травмы и т.д.;
  • расстройства ЖКТ, сопровождающиеся рвотой, болями в животе, поносом, тошнотой;
  • кровотечения и болезни крови;
  • опухоли разной этимологии;
  • изменения в анализе мочи;
  • острые воспалительные и гнойные процессы.

Также не стоит делать ребенку лечебную гимнастику, если он перенес вакцинацию. Возобновить занятия можно спустя 3 дня после получения прививки. Если же самочувствие малыша не улучшилось за это время, гимнастику откладывают минимум на неделю.

После первых занятий грудничок будет засыпать лучше и спать крепче. Это нормальная реакция, когда в привычный режим новорожденного вводят дополнительные физические нагрузки. Но стоит обратить внимание на то, что если кроха станет капризным и будет плохо засыпать, следует уменьшить нагрузку ЛФК и вовсе отказаться от занятий на пару-тройку дней, наблюдая за состоянием ребенка все это время. Если ребенок ослаблен, дайте ему время на отдых – устраивайте занятия через день-два, если же малыш в прекрасном расположении духа – занимайтесь гимнастикой ежедневно.

Успех лечения многих заболеваний зависит от разных факторов. И достаточно важную роль играет комплексный подход, в том числе и использование методик лечебной физкультуры.

Лечебная физкультура (либо как ее чаще называют ЛФК) часто недооценивается родителями и даже некоторыми медиками, однако на самом деле она может сыграть одну из ведущих ролей в лечении пациентов разного пола и возраста. В частности, грамотная физическая нагрузка помогает детям:

  • Которых часто беспокоят ОРЗ и ОРВИ.
  • С астенической фигурой.
  • С избыточной массой тела.
  • С недугами опорно-двигательного аппарата, представленными плоскостопием, сколиозом, дисплазией тазобедренного сустава, нарушениями осанки.
  • Которые ведут малоподвижный образ жизни.
  • У которых диагностирована гиперактивность и прочие неврологические нарушения (поведенческие патологии, неврозы и пр.).

Упражнения ЛФК для детей представляют собой не просто набор из разных нагрузок – это целая система, которая тщательно разрабатывается и предлагается для выполнения в специально оборудованных кабинетах под наблюдением инструктора. Возможно проведение комплексов занятий в домашних условиях.

Цели

Лечебная физкультура в детском возрасте может стать важнейшей частью формирования физического здоровья ребенка. В частности, положительное влияние на иммунитет оказывают:

  • Всевозможные аэробные нагрузки, представленные, гимнастикой, бегом, прогулками, аэробикой.
  • Дыхательные занятия.

Есть данные, что ЛФК способна давать более заметный и стойкий эффект, нежели сбалансированное и разнообразное питание.

Для многих детей характерно частое возникновение болезней органов дыхания, которые приводят к:

  • Нарушениям газообмена.
  • Недостаточно полноценной деятельности сердечно-сосудистой системы.
  • Изменениям обменных процессов.
  • Снижению защитных и адаптивных способностей.

Как правило, когда малыш болеет, его физическая активность закономерно снижается. Даже родители пытаются настоять на ограничении движений, в том числе и тогда, когда самочувствие ребенка не слишком нарушено. Однако выполнение лечебной физкультуры часто помогает ускорить выздоровление:

  • Улучшить деятельность органов бронхолегочной системы, а также дыхательных мышц.
  • Сделать дыхание более глубоким, добавить ему ритмичности.
  • Укрепить все дыхательные мышцы.
  • Активировать либо улучшить дренажные функции бронхов, восстановить их проходимость, снизить выраженность воспалительных процессов.
  • Повысить активность газообмена и усилить поступление кислорода в кровь.
  • Активировать синтез биологически активных элементов, способных увеличить резистентность организма к агрессивным возбудителям.
  • Предупредить всевозможные осложнения, развитие хронических недугов и пр.
  • Активировать работу надпочечников, в частности, синтез ними противовоспалительных гормонов, что, в свою очередь, помогает снизить чувствительность ко всевозможным аллергенам.

Грамотные физические нагрузки при заболеваниях у детей помогают ускорить процессы выздоровления и дают возможность предупредить рецидивы недуга. Заниматься ЛФК можно лишь после стабилизации температурных показателей и улучшения общего состояния малыша.

ЛФК и легочные болезни

Физическая нагрузка при бронхолегочных недугах у деток должна быть умеренной с постепенно нарастающей интенсивностью. Лучше всего приступать к выполнению упражнений после консультации врача и получения его одобрения. Занятия ЛФК должны носить комплексный характер и включать в себя:

  • Дыхательные упражнения.
  • Статические упражнения.
  • Динамическую нагрузку.
  • Общеукрепляющие упражнения.

В частности, деткам раннего возраста нравится заниматься в игровой форме. Обычно врачи советуют начинать нагрузки с несложных дыхательных упражнений, к примеру, можно попросить малыша:

  • Дуть в трубочку или свисток.
  • Надувать воздушные шарики (разной степени плотности).
  • Выдувать мыльные пузыри.
  • Дуть на кораблик, который плавает в миске.

После дыхательных упражнений следует завершить занятие серией массирующих хлопков по грудной клетке – спереди, а также сзади.

Комплекс ЛФК

Каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Во время первых занятий нет никакого смысла выполнять все предложенные варианты нагрузок, можно ограничиться несколькими простыми, после чего дополнять комплекс новыми и новыми упражнениями:

  • Занятие начинается с того, что ребенок ходит на месте, высоко поднимая ноги, согнутые в коленках. Руки при этом совершают характерные для ходьбы движения, будучи согнутыми в локтях.
  • Ребенок прогибается в спине, отставляя одновременно назад ногу и закидывая прямые руки за голову. Потягивается и возвращается в исходное положение, после чего повторяет упражнение с другой ногой.
  • Ребенок стоя наклоняется туловищем вправо, а затем влево. Руки при этом прижаты к бокам, при наклоне вправо, прямая правая рука опускается вниз, а левая, согнувшись в локте, поднимается вверх. При наклоне влево – наоборот.
  • Ребенок берет в руки обычный легкий обруч и заводит его за спину. После совершает верхней частью туловища повороты в разные стороны.
  • Ребенок поднимает легкий обруч над головой, после опускает его на плечи, одновременно отводя одну ногу назад.
  • Для выполнения такого упражнения ребенок садится на стул, опирается ровной спиной на спинку и сгибает ноги в коленях поочередно. Руками можно опираться на сиденье стула.
  • Из того же положения ребенок поднимает руки (не сгибая в локтях) в стороны и вверх, после плавно опускает вниз.
  • В той же позиции ребенок берет в руки палку, поднимает ее кверху и опускает вниз на коленки.
  • Теперь нужно сесть на стул без спинки и, взяв палку в руки, завести ее за спину. Далее нужно совершить несколько наклонов вперед и назад.
  • Затем, сидя на стуле, опереться о спинку ровной спиной и поднимать вверх поочередно ноги, не сгибая их в колене.
  • В той же позиции нужно вытянуть руки в стороны и совершать наклоны вправо и влево.
  • В той же позиции положить руки на пояс и совершить такую же серию наклонов.
  • Теперь ребенок должен лечь на спину и немного приподнять ноги над уровнем пола. Следует совершить серию повторов упражнения «велосипед» и «ножницы».
  • Ребенок должен перемещаться на четвереньках, держа спину ровной.
  • После этого ему необходимо лечь на живот и хорошенько потянуться, прогнувшись назад. Руки и голова при этом должны немного оторваться от пола, а ноги – остаться на поверхности.
  • Для окончания комплекса нужно встать ровно и при глубоком и размеренном дыхании поднимать руки назад, вверх и затем перед собой опускать вниз.

Обычно каждое упражнение стоит повторять три – пять раз. Не нужно заставлять ребенка заниматься через силу, лучше превратить гимнастику в веселую игру и выполнять ее вместе.

Веселые упражнения

В комплекс можно включать самые разные игровые упражнения для детей:

  • Журавль. Ребенок стоит ровно, на вдохе резко вскидывает прямые руки кверху (как крылья), а на выдохе опускает их вниз, издавая протяжный звук «у-у».
  • Жук. Чтобы выполнить такое упражнение ребенок садится на пол, руки кладет на пояс. После нужно повернуть корпус вправо и отвести правую руку назад, вдыхая при этом. Выдыхая, нужно вернуться в исходное положение и повторить поворот влево, с другой рукой.
  • Полет. Данное упражнение нужно выполнять на бегу, ребенку следует махать руками, как крыльями, активно дыша.

При выполнении упражнений врачи советуют деткам активно произносить гудящие, а также шипящие звуки. Благодаря этому дыхание станет чище, из бронхов выведутся остатки слизи.

О правилах

Лечебная физкультура не является на сто процентов безобидной, поэтому занятия лучше выполнять, придерживаясь определенных рекомендаций и правил:

  • Перед началом нагрузок стоит проконсультироваться с лечащим врачом. Так, если у малыша есть определенные патологии опорно-двигательного аппарата, обычные упражнения могут быть ему категорически противопоказаны.
  • Нагружать деток нужно постепенно, занятия не должны причинять дискомфорт и тем более боль.
  • Заниматься следует минимум спустя сорок пять минут после трапезы.
  • Вялость, слабость, капризность, температура – это категорические противопоказания для ЛФК.
  • Занятия следует осуществлять в хорошо проветриваемом помещении.
  • Нельзя заниматься ЛФК при патологиях сердца, онкологических недугах, склонности к кровотечениям и прочих заболеваниях. При наличии у ребенка любых проблем со здоровьем целесообразность и вид нагрузок физической культурой необходимо обсудить с врачом.

ЛФК может практиковаться даже с детками грудного возраста. Но первые занятия лучше всего проводить под присмотром опытного специалиста.