Медитации туммо. Тайны йоги туммо. Огонь внутри тебя. Практики перехода на праническое питание

Туммо как техника, направленная на повышение энергетического потенциала человека, является частью практики йоги.

Йога – это . За долгое время её существования были разработаны различные методы. Существует более полное описание всех упражнений и подходов. Это относится к тантрической традиции. В ней даются рекомендации по поводу всего образа жизни и функционирования физического и тонкого тела человека. Но это очень объёмный материал.

Поэтому были разработаны более быстрые методы самосовершенствования, в основе которых лежат основные положения общей науки йоги. Мастера выделили самые важные моменты и отделили то, что имеет второстепенное значение. Такие виды йоги очень эффективны, но считается, что они требуют общения с мастером или учителем. Если человек, практикующий йогу, будет знать о них, то вероятность встретить учителя и понять его будет больше. И любой человек, заинтересованный в этих практиках, может изучить основы и начать подготавливаться к их выполнению. Некоторые учителя говорят, что кому-то может даже удастся достичь успеха самостоятельно, изучая эти методы по книгам. Но существует опасность что-то неправильно понять и допустить ошибки.

Как устроен человек согласно йоге

Человек – это не просто биологическая машина. Согласно йоге он состоит из сознания, которое связано в единое целое с физическим телом и с тонкими энергетическими телами. Когда происходят какие-то изменения в любой из составляющих, то изменяются и все остальные. Совершая манипуляции с энергетическим или физическим телом, изменяется состояние сознания. Это и есть цель любой духовной практики – развитие сознания, поднятие его на качественно иной уровень.

Тонко тело состоит из энергетических каналов и чакр – энергетических центров. Все составляющие человеческого существа связаны между собой праной – жизненной энергией. Прана в организме человека бывает нескольких видов. Каждый вид праны отвечает за свои функции.

Туммо: особенности йоги внутреннего тепла

Йога внутреннего тепла – туммо – основана на работе с праной и чакрами. В ней есть рекомендации по физическим упражнениям, но им уделяется совсем немного внимания, и они не всегда необходимы. Основной метод – это на энергетические центры и каналы, и дыхательные упражнения для управления праной, визуализация, поднятие энергии кундалини.

По сути туммо – это кундалини йога, но со своими особенностями. В йоге внутреннего огня особое значение уделяется пупочному центру. Кроме того, эта тибетская йога имеет свои традиции относительно мировоззрения и образа жизни. Существуют подготовительные практики, которые очень важны и необходимы. Очень важна практика принятия прибежища, медитации на непостоянство этого мира. Иначе даже достигнув успеха в выполнении энергетических упражнений, человек может ещё больше погрузиться в неведение.

Техника йоги туммо

В йоге обычно упоминается семь основных энергетических центров – чакр. Есть и другие, но они менее важные. В йоге тепла работа осуществляется только с четырьмя центрами:

  • пупочным;
  • сердечным,
  • горловым;
  • головным.

Практикующий визуализирует энергетические центры и основные каналы: сушумну – центральный канал, иду – левый канал и пингалу – правый канал. Ещё нужно визуализировать огонь, который постепенно начинает подниматься из области чуть ниже пупка и достигает пупочного центра, затем разгорается сильнее, и пламя поднимается по центральному каналу, достигая макушки головы. В это же время выполняются дыхательные упражнения. Основной метод – это задержка на вдохе и выполнение энергетических замков – бандх. Выполняется верхний и нижний замок, и два потока праны объединяются в области живота, что способствует накоплению энергии и выделению тепла. Один поток праны восходящий, выходящий наверх. Другой поток праны нисходящий, уходящий вниз. Обычно прана при таком движении выходит из организма, но здесь она сохраняется.

В результате этих упражнений пробуждается и достигает макушки головы кундалини, покоящаяся в основании тела.

Тогда сознание человека трансформируется. Йогин достигает высочайшего блаженства и быстро эволюционирует.

На физическом уровне практикующий йог ощущает тепло и не мёрзнет даже на морозе без одежды.

Туммо: послесловие

Йога туммо объединила в себе самые важные основы всех видов йоги, рассчитанных на работу с энергией. Это сокращённая кундалини йога, дающая быстрые результаты. Но она требует серьёзного подхода и знаний. При неправильном подходе человек может принести себе вред и страдания. Раньше она передавалась только от учителя к ученику.

Опубликовано в книге ПСИХОТЕХНИКИ И ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ. Сб. материалов Третьей международной конференции ( 19 - 21 марта 2015 г., Санкт-Петербург )/ Отв. редактор и составитель С.В.Пахомов. - СПб.: Изд-во РХГА, 2016. - с. 124-135.

ТУММО: физиологическая технология холодоустойчивости

Минвалеев Р.С., Тимофеев В.И., *Танака А.
Санкт-Петербургский государственный университет
* Университет Койасан (Япония)

Тибетская йога Туммо, базовая практика шести йог Наропы, с одной стороны относится к одной из самых закрытых психотехник тибетского буддизма, а с другой стороны является своеобразной «визитной карточкой» тибетского тантризма. Способность адептов туммо длительное время противостоять холоду без признаков холодового стресса всегда привлекала внимание сторонних наблюдателей [Давид--Неэль, Элиаде]). Известная картина Н.К.Рериха «На вершинах», где изображен обнаженный йог, сидящий в позе лотоса среди заснеженных горных вершин, похоже, также была зарисована с натуры.

Объективные исследования

Возникает закономерный вопрос о механизмах такого рода повышения холодоустойчивости. В рамках традиции тибетского буддизма повышение холодоустойчивости при выполнении практики туммо преподносится с одной стороны как побочный эффект тантрических практик, а с другой стороны широко используется как критерий успешной реализации [Тубтен Еше 2010, Музруков 2010].

При этом заявленная в литературе холодоустойчивость тибетских практиков туммо в объективных исследованиях на сегодняшний день не получила подтверждения. Так в 1981 году ассоцированный профессор Гарвардского университета Герберт Бенсон с коллегами получает возможность изучить трех буддийских монахов непосредственно в местах их постоянного проживания (Северная Индия, Дхарамсала) в феврале 1981 года . Для этого времени года это достаточно суровые условия, но, судя по опубликованным в журнале Nature результатам, монахи отказались подвергать себя собственно холодовым испытаниям. А именно, температура помещения, где проводились исследования, на всем протяжении экспериментов не понижалась ниже стандартного комфортного диапазона (от 16 до 20 ⁰С), что следует из всех трех температурных графиков, представленных в работе (наиболее наглядно на рис. 1)



Рис. 1. Изменения кожной и окружающей температуры, а также сердечного ритма у испытуемого J. T. (по )

Собственно, по кусочно-линейной графической интерпретации температурных отведений от пальцев рук и ног испытуемого монаха J. T. (потратившего по устному заявлению около 6 лет на изучение практики туммо) можно заключить, что Бенсон Г. с коллегами зафиксировали известные результаты отогревания периферии у испытуемых, пришедших с мороза в теплую комнату (см. рис. 2).


Рис. 2. Изотермы обнаженного человека в условиях холода (а) и жары (б) [Бартон и Эдхолм 1957]

Второе опубликованное исследование было выполнено Марией Кожевниковой с коллегами в отдаленном женском монастыре района Амдо Тибетского нагорья. Однако по описанию условий эксперимента М.Кожевникову с коллегами так и не допустили в комнату, где проводились испытания, что в целом обесценивает опубликованные результаты об однократном повышении температуры тела у одной из испытуемых до 38⁰ С [Кожевникова 2013].

Реконструкция

Наши собственные исследования позволили реконструировать технологию туммо и провести испытания метода в различных условиях (воздушное охлаждение, водопады, холодная вода) [Минвалеев 2008-2014].

Мы исходили из того, что все тела (живые или неживые, достигшие тантрической реализации или просто обнаженные на морозе) должны подчиняться известным законам физики теплопередачи, а если речь идет о живых телах, то еще и известным законам физиологии терморегуляции [Минвалеев 2008a ,б]. Тантрические тексты весьма далеки от современной естественнонаучной парадигмы (праны, чакры, боддхичиты, переносы сознания, преобразования тела в радужный свет и проч.). Поэтому мы оставляем за пределами обсуждения религиозно-философские концепты, и далее рассматриваем только то, что может быть выполнено и проверено инструментальными средствами (включая самонаблюдение) - в данном случае, это будет тепло/жар в разных ипостасях. И вытекающая отсюда повышенная устойчивость к охлаждению (поддержанию относительного постоянства температуры тела), которая и была предусмотрена как известная проверка компетентности в туммо (высушивание мокрых простыней обнаженным телом на морозе).

Именно такой подход позволил в свое время известному исследователю йоговских практик Мирче Элиаде объединить различные способы инициации «внутреннего жара» (шаманский жар, ведический тапас, йоговская кундалини и тибетское туммо) в закономерной эволюции последовательного заимствования: «…Тум-мо является його-тантрическим упражнением, хорошо известным аскетической традиции Индии. Мы уже упоминали сильный жар, возникающий при пробуждении кундалини. Тексты сообщают, что психическое тепло образуется посредством задержки дыхания и преобразования сексуальной энергии…» [Элиаде, с.317]. Следует отметить, что этот вывод Мирчи Элиаде основан не только на сравнительных аналогиях, но и на личном опыте освоения ряда йогических практик, включая пранаямы, в ашрамах Ришикеша в Северной Индии.

К аналогичному выводу пришел и Глеб Николаевич Музруков, опубликовавший подробные наставления по практике туммо после обучения в одном из тибетских монастырей Тибетского района Амдо [Музруков 2010]. По нашему мнению, именно личный опыт Г.Н. Музрукова дал основание обозначить практику подъема кундалини «как прародительницу туммо» [Музруков 2010, c .24], что позволило и нам использовать известные йоговские технологии для воспроизводства техники туммо вне тантрических религиозных представлений.

Гипоксический стимул внутрилегочного термогенеза по [Тринчер 1960] оказался вполне адекватным объяснением разогревающего (тапас) эффекта задержек дыхания (пранаяма) и пропульсивных движений передней стенки живота (агнисара/наули), которые и нашли свое место среди "восемнадцати колес туммо", порождающих жар [Марпа].


Рис. 3. Схема визуализируемых каналов при выполнении подъема кундалини

В практике так называемого «подъема кундалини» (рис. 3) применялась последовательная тройная бандха (мула-уддияна-джаландхара) в разных вариантах. Иногда все бандхи выполнялись вместе, иногда каждая бандха в отдельности в сочетании с асанами и/или пранаямой (маха-бандха, бхуджангасана, маха-мудра, маха-ветха). Все эти технические приемы подробно изложены в авторитетной литературе [Упанишады, Путь Шивы 1994], по которой мы ее и воспроизвели, опираясь на опубликованную методику Г.Н. Музрукова [Музруков 2010], ряд опубликованных текстов по практике туммо [Цонкапа, Муллин 1998, Тубтен Еше 2010], а также на сборник [Марпа] в неопубликованном переводе Алексея Васильева.

Методика экстренного повышения теплопродукции на основе адаптированной практики йоги внутреннего тепла «туммо»

Условия применения :

Уединенное место для минимизации отвлечения внимания. Желателен внешний холод для обеспечения обратной связи эффективного освоения практики и для отвода избыточного тепла (защита от перегрева), например:

1) сидя на морозе при отрицательных температурах (парк, балкон);
2) сидя в холодной воде, оставив голову над водой (можно и в ванной со льдом);
3) сидя под водопадом, не подставляя голову под падающую воду.

Последовательность действий и визуализаций, цель которых обеспечение правильных мышечных напряжений (идеомоторика):

Подготовительные упражнения (можно выполнять в одежде для предварительного разогрева):

  1. Принимаем асану в смысле Патанджали [Путь Шивы 1994] (удобный и устойчивый сед - лотос, полулотос, по-турецки, при необходимости подкладываем что-нибудь мягкое под седалище для обеспечения поясничного лордоза и для минимизации отвлечений)
  2. Выполняем упражнения трункор (потягивание льва, натягивание лука (рис. 4), скручивание, вытягивание вверх, самомассаж от туловища к конечностям и прочий тибетский фитнес, например, по Г.Н. Музрукову [Музруков 2010])
  3. Выпрямление спины, упираясь тыльной стороны ладоней в бедра с одновременным сведением лопаток.
  4. Высмаркивание последовательно через каждую ноздрю, зажав другую.
  5. Агнисара (наули)
  6. Дыхание вазы: медленные и спокойные вдохи и выдохи с отслеживанием потоковых ощущений в ноздрях (наблюдение прохлады на вдохе, тепло на выдохе), с акцентом на брюшном дыхании (на вдохе выпячиваем низ живота, на выдохе втягиваем). Выполняется до появления успокоения, общей мышечной релаксации и способности устойчиво удерживать внимание.

Рис. 4. Предварительные упражнения трункор в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Тимофеев В.И.

Основная практика

  1. Обязательное высмаркивание последовательно через каждую ноздрю (см. предварительные упражнения) для очищения дыхательных путей.
  2. Принимаем асану. Мысленно представляем (визуализируем) внутри тела прямую трубку (сушумна/авадхута) - идеомоторный прием для поддержания прямой спины (сидеть как будто «аршин проглотил»). Сверху трубка открыта через макушку.
  3. Выдыхаем воздух и, втягивая живот, выполняем агнисару (наули) до ощущения тепла в области груди или спины, напротив грудины (запуск экстренной теплопродукции).
  4. Складываем руки в виде чаши, положив пальцы правые ладони на левые, на четыре пальца ниже пупка, соединив подушки больших пальцев над сложенными ладонями. Прижимаем соединенные большие пальцы к области под пупком (идеомоторное указание на область разжигания внутреннего тепла - см. ниже)
  5. Выдыхаем тремя медленными и спокойными выдохами, каждый из которых длиннее предыдущего, до удаления альвеолярного воздуха, потом вдыхаем в три приема, так чтобы каждый последующий вдох был длиннее предыдущего.
  6. Вдыхаем медленно и глубоко, сохраняя спину прямой, соединив лопатки, и, удерживаем джаландхара-бандху так, чтобы видеть место соединения больших пальцев рук.
  7. Мысленно представляем два потока воздуха через правую и левую ноздри отдельно и направляем визуализированный воздух («ветер») справа и слева от уже визуализированной трубки вниз (до уровня примерно на четыре пальца ниже пупка, где сложены ладони в чашу - идеомоторное препятствие для выпадения «ветра» вниз).
  8. Усиливаем преграду для предотвращения выпадения «ветра» (визуализированного потока воздуха) вниз, выполнив легкую мула-бандху (степень напряжения достаточная для привычного предотвращения отведения скопившихся газов (тех же «ветров» из кишечника).
  9. Опускаем диафрагму вниз, слегка выпятив живот (дыхание вазы)
  10. Мысленно представляем воздушный шарик внизу живота с выводной трубкой верх (сушумна/авадхута). Трубка перекрыта поддержанием джаландхара-бандхи (запечатанная ваза, сиречь кумбхака).
  11. Сдавливаем воздушный шарик снизу справа и слева, подтягивая промежность вверх (фактически, усиливаем мула-бандху).
  12. Мысленно представляем подгибание правого и левого потоков визуализированного «ветра», вслед за мышечным подтягиванием промежности (мула-бандхой), как бы вводя оба потока в центральную визуализированную трубку справа и слева снизу с мысленной опорой на контакт с областью чуть ниже пупка больших пальцев над ладонями, сложенными в чашу (см. п. 4) (рис. 5)
  13. Медленно выдыхаем через центральную трубку, как бы стравливая воздух из визуализированного шарика внизу живота, обжиманием справа и слева.
  14. В животе разгорается огненный шар, согревающий все тело, что иногда ощущается уже после практики (ощущение жара должно возникнуть само, без представлений об огне, тлеющем угольке и проч.).
  15. Некоторое время сидим и наслаждаемся выделяющимся теплом. Далее повторяем действия с п. 5 по 13, но при необходимости добавляем агнисару (п. 3)
  16. Прекращение практики выполняем последовательно, например, выходим из воды, и на воздухе некоторое время продолжаем практику согревающего дыхания для поддержания теплового баланса.

Рис. 5. Практика туммо в верховьях реки Биас (Северная Индия). Выполняет Минвалеев Р.С.

Техника безопасности:

  1. К практике приступать на фоне относительного физического здоровья
  2. При появлении холодовой дрожи практику прекратить.

Выводы

  1. Физиологическая составляющая практики туммо сводится к методам повышения теплопродукции, которая и проверяется холодовыми испытаниями.
  2. Реконструированы две технологии, являющиеся производными от известных практик хатха-йоги: 1) агнисара/наули, 2) последовательность мышечных замков (бандх) для т.н. «подьема кундалини»
  3. Визуализации сводятся к идео-моторным указаниям для обеспечения правильного (в смысле йоги туммо) тонического или динамического напряжения соответствующих групп мышц.

Благодарности

Авторы выражают глубокую благодарность директору киностудии исторического фильма «Фараон» Ирине Владимировне Архиповой, организатору и вдохновителю международных научно-исследовательских экспедиций в Гималаи в рамках ее авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с), направленного на поддержку отечественной науки. Ежегодные экспедиции под ее руководством на Эльбрус в 2007 году и в Гималаи в 2008-2014 годах позволили накопить достаточный эмпирический материал для исследования йоги туммо в режиме автоэксперимента и выйти на монахов, практикующих туммо в отдаленных монастырях Гималаев.

Литература

Давид-Неэль — Давид-Неэль Александра. Магия и тайна Тибета. Перев. с англ. В.Ковальчук. - К.: «София», 2003; М.: «София», 2003.

Элиаде — Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода / Пер. с англ., вступ. ст., науч. ред. и примеч. С.В. Пахомова. - М.: Академический Проект, 2012. - 427 с.

Тубтен Еше 2010 — Лама Тубтен Еше. Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы. Предисловие ламы Сопы Ринпоче. Введение Джонатана Ландау; перевод с англ. В. Д. Ковалева. - М.: Номос, 2010. - 352 с.

Муллин 1998 — Муллин Г. Избранные сочинения второго Далай Ламы. Тантрические йоги сестры Нигумы /пер. с англ. Ф.Маликова. - М.: Цасум Линг, 1998.

Цонкапа — Чже Цонкапа. Последовательное руководство к глубокому пути шести учений Наропы "Обладающее троичной надежностью" Перевод с тибетского: А. Кугявичус. Редактор перевода: А.Терентьев - СПб.: Нартанг (Издание А. Терентьева), 2013.

Benson 1982 — Benson H. et al. Body temperature changes during the practice of g Tum-mo yoga // Nature. 1982; В.295(5846), - p:234-236.

Бартон и Эдхолм 1957 — Бартон А., Эдхолм О. Человек в условиях холода // Пер. с англ. - М.: Издательство научной литературы, 1957.

Кожевникова 2013 — Kozhevnikov M. et al. Neurocognitive and Somatic Components of Temperature Increases during g-Tummo Meditation: Legend and Reality // PLoS One. 2013: Epub.: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3612090/

Минвалеев 2008a — Минвалеев Р.С., Иванов А.И., Савельев Е.В. Математическая модель термогенной функции легких в условиях низких температур. Термодинамический подход // Альманах клинической медицины. Том XVII, часть 1. III Троицкая конференция. Медицинская физика и инновации в медицине. - М.: МОНИКИ, 2008. - с. 205-208.

Минвалеев 2008б — Минвалеев Р.С. Физика и физиология тибетской йоги туммо // Химия и жизнь XXI век, 2008, №12, с.28-34.

Минвалеев 2008в — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: управляемое снижение атерогенных липидов и кортизола в условиях низких температур и высокогорья // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность», 20-21 октября 2008 года. СПб.: Unlimited Press, 2009, - с. 527-535.

Минвалеев 2012а — Минвалеев Р.С., Иванов А.И. Тибетская йога туммо: сравнение управляемого и неуправляемого снижения общего кортизола у здоровых людей // Труды международной научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: От контактов к взаимодействию», 16-18 октября 2010 года (г. Москва). - М.: Алмазный путь, 2012. - с. 172-177.

Минвалеев 2012б — Минвалеев Р.С., Levitov A., Bahner D., Богданов Р.Р., Богданов А.Р. Йога туммо изменяет паттерн сердечно-сосудистой адаптации к холоду // Материалы научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования» 07 декабря 2012 года. СПб: Перо, 2012, - с. 244-249.

Минвалеев 2014 — Minvaleev R.S., Bogdanov A.R., Bogdanov R.R., Bahner D.P., and Marik P.E. Hemodynamic Observations of Tumo Yoga Practitioners in a Himalayan Environment // Journal of Alternative and Complementary Medicine, 2014, Vol. 20, No4. — p. 295-299.

Тринчер 1960 — Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. М.: Издательство АН СССР, 1960

Музруков 2010 — Музруков Г.Н. Йога Туммо: Базовая практика «Шести Наставлений Наропы». - М.: Городец, 2010. - 132 с.

Упанишады — Упанишады йоги и Тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа, 1999. - 256 с.

Путь Шивы 1994 — Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов) / Пер. с санскр. - Киев: Общество ведической культуры «Экслибрис», 1994г. - 176 с.

Марпа — Творения Марпы Лоцавы и других. «Волшебное колесо каналов и ветров» / Сост. Тхубтен Пхюнцхог, Пекин, 1993 (Неопубликованный перевод Васильева А.)

Минвалеев Ринад Султанович, СПбГУ (Россия), проф., к.б.н., [email protected]
Тимофеев Владимир Игоревич. СПбГУ (Россия), [email protected]
Танака Акеми, Университет Койасан (Япония),

Дыхание – это не просто чередование вдохов и выдохов. Правильные упражнения помогают достичь цели, расслабиться или восстановить силы, подчинить сознательные и бессознательные функции. Дыхательные техники успешно применяют в сфере бизнеса и обольщения. Большинство практик берут свое начало в йоге. Научиться правильно дышать можно самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно хорошее видео, дельные советы и терпение.

Вайвейшн, ребёфинг, свободное и холотропное дыхание составляют основу дыхательных практик в психотерапии. Холотропное дыхание признано официальной медициной 25 лет назад, его используют для успокоения, в качестве легальной замены психоактивных веществ, оно позволяет впасть в состояние глубокого транса.

Техника холотропного дыхания основывается на более глубоком и быстром чередовании вдохов и выдохов. Обязательная составляющая практики – этническая, трансовая музыка.

Задача практики – освободить энергию при помощи творческого самовыражения. Проводить сеанс холотропного дыхания нужно в паре, где партнер оказывает поддержку тому, кто совершает практику. Для проведения одной сессии требуется 2–3 часа.

Используют холотропное дыхательное упражнения для снятия стресса, избавления от страхов, родовых травм. Практика позволяет в кратчайшие сроки достичь личностного и духовного роста.

Вайвейшн

Вайвейшн – дыхательные упражнения для снятия стресса, техника живого дыхания. В процессе дыхательной практики из подсознания извлекают стрессовую ситуацию, интегрируют ее в сектор сознания, происходит устранение психологического зажима, наступает успокоение.

Дыхание вайвейшн глубже обычного, позволяет находить и расслаблять зажатые мускулы. Приверженцы техники рекомендуют использовать эту практику всем людям как инструмент оздоровления и самопознания.

Правила техники вайвейшн:

  • дыхание свободное, между вдохами не должно быть пауз;
  • вайвейшн – осознанное дыхание, нужно чувствовать циркуляцию воздуха по телу и легким;
  • длину выдоха не нужно ограничивать;
  • во время выполнения техники вайвейшн нужно думать только о себе, своем теле, отвлечься от забот и проблем.

Техника вайвейшн подразумевает полный комфорт и расслабление, поэтому проводить сеанс нужно в удобной позе и свободной одежде. Живое дыхание вайвейшн противопоказано гипертоникам, беременным женщинам. Не рекомендуют выполнять практику после травм и операций, при эпилепсии и глаукоме.

Холотропное дыхание, в отличие от техники вайвейшн, имеет серьезную медицинскую и психологическую основу. В вайвейшене больше ограничений к формату дыхания. Холотропное дыхание подразумевает групповые сеансы, вайвейшн можно осваивать самостоятельно в домашних условиях.

Брюшное дыхание

Выделяют 3 механизма дыхания – брюшное, ключичное и дыхание диафрагмой. При брюшном вдохе и выдохе под воздействием диафрагмы происходит увеличение и уменьшение объема грудной полости. Другие 2 механизма выполняются за счет расширения движений грудной клетки. Симбиоз брюшного и грудного дыхание – привычное состояние человека. Сочетание трех типов называют полным йоговским дыханием.

Брюшное дыхание позволяет получать большее количество воздуха при меньших усилиях. Освоение техники позволит улучшить физическое и умственное состояние, снять напряжение.

Техника выполнения осознанного брюшного дыхания:

  • Принять позу шавасана, мышцы расслабить.
  • Дышать спонтанно, размеренно, равномерно.
  • Внимание сконцентрировать на диафрагме, визуально представить ее в виде пластины из мышц, которая находится ниже легких.
  • На выдохе представлять, как диафрагма принимает форму купола, давит на органы брюшной полости. При этом воздух проникает в легкие.
  • На выдохе диафрагма расслабляется. Нужно ощутить, как она продвигается вверх под грудину, выталкивает воздух.

Как понять, что техника выполняется правильно? Положить правую ладонь чуть выше пупка – при правильном брюшном дыхании она будет подниматься, опускаться вместе с вдохами и выдохами. Левая ладонь при этом лежит на груди неподвижно. Цель практики – осознано усиливать движение диафрагмы, научиться ритмичному брюшному дыханию.

Полное йоговское дыхание

Полное йоговское дыхание позволяет раскрыть легкие, улучшить их вентиляцию. При регулярном выполнении практики снижается артериальное давление, организм насыщается кислородом, улучшаются обменные процессы в организме, восстанавливается иммунитет и нервная система.

  • Выполнять технику полного йоговского дыхания в позе лотоса или шавасана.
  • Дышать ровно, глубоко, без пауз на вдохе и выдохе.
  • Полное йоговское дыхание проходит по методу треугольника. На вдохе последовательно увеличивается в объеме живот, область ребер, груди.
  • При выдохе мышцы расслаблять в обратном порядке.

Чтобы правильно выполнить полное йоговское дыхание, нужно научиться равномерно распределять воздух между всеми точками вдоха. В противном случае может перехватить дыхание, техника вызовет дискомфортные ощущения.

При полном йоговском дыхании мощность вдоха не нужно вдыхать до упора. Постоянный полный вдох приведет к патологическим изменениям в легких.

Полное йоговское дыхание, как и другие дыхательные практики йоги нельзя выполнять при хронических сердечных заболеваниях, болезнях крови, глазном и внутричерепном давлении. Полное йоговское дыхание противопоказано после операций, черепно-мозговых травм, при хронических воспалительных процессах в организме.

Оксисайз – дышим и худеем

Оксисиайз – дыхательная программа, направленная на сжигание лишних жировых отложений. В основе практики упражнения, которые несложно выполнить в домашних условиях. При регулярном выполнении дыхательной гимнастики оксисайз фигура приобретает красивые рельефы.

Суть гимнастики оксисиайз – выполнение практик, при помощи которых кислород проникает в проблемные места, расщепляет жир. В процессе выполнения дыхательной гимнастики оксисайз голову нельзя опускать, ягодичные мышцы всегда сжаты.

Техника выполнения базового дыхания в гимнастике оксисайз:

  • Базовое дыхание – обязательная разминка перед выполнением остальных упражнений программы оксисайз.
  • Мышцы расслабить, в пояснице не прогибаться, плечи держать ровно.
  • Вдохнуть через нос, живот надуть, грудную клетку не расправлять. На вдохе широко улыбнуться, – это позволит проникнуть в организм большему количеству кислорода, омолодить лицевые мышцы.
  • После основного вдоха сделать еще 3 маленьких вдоха.
  • Выдох делать через вытянутые в трубочку губы, выдыхать нужно с силой.
  • После основного выдоха выдохнуть остатки воздуха тремя маленькими выдохами.
  • В разминке сделать 4 подхода. После чего приступить к основному комплексу гимнастики оксисайз.

У гимнастики оксисайз нет противопоказаний, поскольку техника задержки дыхания не предусматривает. Выполнять программу можно во время беременности, при повышенном давлении.

Рыдающее дыхание Юрия Вилунаса

Основатель рыдающего дыхания – Юрий Вилунас. Юрий страдал от диабета, пытался найти выход из безнадежной ситуации. Юрий Вилунас открыл дыхательную практику случайно – в один момент он отчаялся и зарыдал. Юрий почувствовал облегчение после рыдания, появились силы. Так появилась техника Вилунас – рыдающее дыхание.

Юрий Вилунас сделал вывод, что все болезни возникают от неправильного дыхания. Внутренние органы страдают от хронического дефицита кислорода. Эффективность методики Вилунаса основано на осознанной гипоксии. Рыдающее дыхание насыщает кислородом все внутренние органы.

Основы дыхательного метода Вилунаса:

  • Рыдающее дыхание – единственная практика, при которой вдох и выдох делают исключительно ртом.
  • Схемы дыхания по системе Вилунаса. Вдох – 0,5 секунды. Выдох – 2–10 секунд. Пауза –1–2 секунды. При обычном дыхании выдох всегда короче вдоха.
  • На вдохе сделать всхлип. Вдох не должен быть сильно глубоким – воздух остается во рту, упирается в нёбо, а не опускается сразу в легкие.
  • На выдохе нужно протяжно произносить звук «ф» или «с». Допускаются звуки «ха» и «фу». Выдыхать нужно плавно и равномерно.
  • Рыдающее дыхание, которое создал Юрий Вилунас, можно проводить в любой позе или при ходьбе.

Юрий Вилунас уверен, что рыдающее дыхание способно восстановить работоспособность любого органа, кроме головного мозга. Больные с серьезными патологиями мозга физически не могут освоить технику рыдающего дыхания.

Пранаяма для восстановления жизненных сил

Пранаяма – дыхательные упражнения в йоге, которые позволяют научиться управлять праной. Некоторые дыхательные техники пранаямы помогут восстановить силы, снять усталость, улучшить мыслительные процессы.

Гармонизация манипуры и аджны – это одно из техник дыхания пранаямы. Упражнение увеличивает энергетический потенциал, учит находить выход из сложных ситуаций, надеяться только на себя.

Техника выполнения:

  • Лечь на спину, поверхность ровная и жесткая. Руки сложить на животе в районе пресса. Оказывать руками небольшое давление на пупочную область на протяжении всего упражнения.
  • Вдох – живот втянуть, выдох – максимально выдуть воздух при помощи мышц пресса, стараться вытолкнуть руки вверх. Дышать носом.
  • Вдох и выдох одинаковы по продолжительности, после выдоха сделать паузу на 4 секунды.
  • Продолжительность практики – 5–10 минут, повторять ее нужно трижды в день.

Пранаяма «чередуя ноздри» – простое упражнение, которое быстро устраняет усталость.

Техника выполнения:

  • Принять положение лотоса.
  • Закрыть правую ноздрю большим пальцем, вдохнуть через свободную ноздрю. Вдох глубокий, дыхание брюшное. В верхней точке вдоха сделать паузу.
  • Выдохнуть через правую ноздрю, левую закрыть мизинцем и безымянным пальцем противоположной руки.
  • Повторить упражнение начиная с правой ноздри.

Продолжительность практики – 7 минут.

Уджайи

Уджайи – пранаяма успокоения в йоге, с помощью которой приводят в порядок жизненную энергию. При регулярном выполнении техники уджайи можно защитить себя от физического и психологического истощения.

Техника выполнения пранаямы уджайи:

  • Принять положение лотоса, спина не прогибается в пояснице, мышцы расслаблены, глаза закрыты. Можно выполнять пранаяму уджайи перед шавасаной.
  • Дышать медленно, осознано.
  • Немного сжать голосовую щель. При правильном выполнении на вдохе появляется тихий звук «с», на выдохе – «х». В области живота ощущается небольшое сжимание.
  • Дыхание глубокое и растянутое. Живот при вдохе расширяется, при выдохе – полностью втягивается.

При выполнении пранаямы уджайи вдох и выдох должны быть равны по продолжительности, между ними не нужны паузы. Дыхание через голосовую щель способствует успокоению и умиротворению. Звук, который возникает при дыхании уджайи, помогает углубиться в себя, сосредоточиться на процессе чередования вдохов и выдохов. Технику уджайи рекомендуется выполнять перед сном для спокойного и крепкого сна.

Уджайи можно выполнять во время прогулки, подстраивать дыхание к темпу ходьбы. Продолжительность выполнения дыхательной практики уджайи – 3– 5 минут.

Йога туммо

Йога туммо – практика внутреннего огня, ее использую практически во всех буддийских школах. Йога туммо позволяет эффективно работать с внутренними энергиями, человек излучает тепло, становится невосприимчив к холоду.

В процессе практики йоги туммо человек сосредоточен на образе огня, чувствует живое пламя. Внимание сконцентрировано на районе пупка – энергетическом центре человека.

Йога туммо – это комплекс, который включает в себя физические и дыхательные упражнения, визуализацию, мантры, концентрацию и созерцание. В ходе выполнения туммо происходит скопление праны в пупочном центре. При правильном выполнении техник происходит повышение температуры в верхней части тела. Йогу туммо используют и для охлаждения организма, зашиты его от перегрева.

После освоения туммо можно переходить к следующей практике «Шести йог» – созерцанию иллюзорного образа.

Техники, основанные на сознательном дыхании и учении йогов, позволяют улучшить качество жизни. Практикующий человек обретает ясность мысли, сохраняет спокойствие в стрессовых ситуациях, имеет крепкое здоровье. Успех возможен только при условии регулярного и правильного выполнения практик самостоятельно или в группе.

Самое поразительное в экзотической, поразительной йоге Туммо - то, что это не какие-то полупроверенные легенды «из дебрей Индостана», а научно доказанные факты, неодкратно наблюдавшиеся нашими и западными учеными в контролируемых условиях. У йоги Туммо немало русских последователей - и даже есть мастера. Материал блога призван в целом обрисовать картину этой практики, а практическое применение рекомендуется под наблюдением опытного ведущего, носителя традиции: т.е. ламы в традиции тибетского буддизма Ваджраяны. Ведь одно дело - мокрые простыни спиной сушить, а другое - практиковать утончённую «Йогу Внутреннего тепла», да ещё и уметь передать эти не всегда понятные умом практики другим людям. К сожалению, при неверном использовании йоги Туммо можно погибнуть от переохлаждения! Гарантия безопасности лишь получение навыков от настоящего Мастера.

К чему мне благородный шёлк
И тонкая, мягкая шерсть?
Наилучшая одежда -
Согревающий огонь блаженства Туммо...
(песни Миларепы)

Йога Туммо относится к пришедшим к нам из холодного и сурового Тибета «Шести Йогам Наропы», которые включают также Йогу осознанных сновидений, Йогу переноса сознания в момент смерти и другие утончённые практики. (Более подробно о традиции Туммо можно почитать здесь). Йога Внутреннего тепла - то есть, как раз Туммо - в этой 6-ступенчатой системе является начальной, предварительной. И эта йога действительно доступна многим, и никаких особых данных: обостренного интеллекта или выдающейся духовной силы - для нее не требуется, по крайней мере на первых порах.

Попробовать Туммо может каждый - при условии нормального физического здоровья, конечно. С другой стороны, как отмечают практикующие, принадлежащие к буддистским традициям, для того чтобы практика стала полноценной системой духовного развития, серьёзно заинтересовавшимся потребуется пройти особые подготовительные практики (в т.ч. Нёндро) и посвящения, гарантирующие, с одной стороны, аутентичность получаемых знаний, а с другой создающие подушку безопасности в работе с мощными, иногда полностью трансформирующими жизнь и сознание, энергиями. Как и в случае с Хатха-йогой, это вечное противоборство «физиков», которые хотят знать и пробовать, и «лириков», которые уверяют что без целого ряда посвящений от просветленного Учителя, религиозной веры в принципы практики и щедрого благословения свыше мало чего добьёшься - разве что, и правда, пару простыней на спине высушишь, на потеху себе и другим.

Суть самой практики в том, что мы выбираете уединённое место на природе (эту йогу нельзя превращать в шоу!) и выполняете последовательность физических (Трул-Кхор), дыхательных (Агнисара-пранама и другие) и медитативных (визуализация каналов Иды и Пингалы) упражнений. Некоторые мастера Туммо (такие, как известнейший отечественный практик Ринад Минвалеев) даже раскрывают такие последовательности для желающих попробовать свои силы!

Какой же результат всего этого? Первый и самый заметный результат, что такие техники, как ступенчатое дыхание или Агнисара действительно приводят к повышенному выделению тепла - и даже если вы не ощутите в себе силы сушить мокрые простыни на морозе, то само тело наверняка согреется. В принципе, такое открытие не ново ни для кого, кто увлеченно практиковал обычные йоговские пранаямы. Но есть и другие моменты - специальные визуализации, используемые в йоге Туммо, сокращают количество посторонних мыслей, ведут ум к состоянию однонаправленности, медитации.

Увлекшись практикой, вы в какой-то момент забудете и про холод, и про ваши планы хорошенько согреться, да и про все на свете. Приходит состояние цельности, сосредоточения в полном покое и расслаблении. Вы одновременно внутренне собраны, и совершенно отпустили всё (включая вечную озабоченность своим здоровьем). Это крайне целительное - на всех уровнях! - состояние ума. В повседневной жизни такие практики ослабляют идентификацию «я» с телом (которая в философии Йоги считается ложной!). Опытные практикующие йоги Туммо переживают глубокие медитативные состояния: Самадхи и т.п., в которых могут находиться долгое время. Буддисты, практикующие Шесть йог Наропы, развивают в себе почти сверхчеловеческую возможность к состраданию, сосредоточению и мудрости, наравне с выдающимися православными святыми. А уж контроль над умом и духовная чистота точно хороши в любую погоду, в любой сезон и на любых широтах!

Йога Туммо повышает устойчивость к холоду, эффективно согревает тело на морозе, снижает уровень холестерина. Это сложная практика, но овладев ею, человек ощущает блаженство от жизни.

Данное учение относится к древней тибетской практике, позволяющий изменить температуру тела. Ее называют йогой внутреннего огня. Йога туммо входит в буддийскую традицию Шесть йог от Наропы (известный монах, учитель буддизма). Практиковал ее и великий Миларепа (учитель Буддизма, достигший Просветления). Снежный обвал завалил вход в его пещеру и Миларепа стал предпринимать учение туммо. Так он смог прожить без еды, в холоде до наступления весны.

Далеко не каждому под силу пробыть зиму в холодной пещере, в легкой одежде, да еще на высоте 4 тыс. метров. Но благодаря умению пробуждать внутреннее тепло, именуемое «туммо», такое возможно. Термин «туммо» не применяют в быту. Оно имеет мистическое свойство. Из источников тайного учения, оно означает «легкое пламя». Его звучание согревает воздушный первородный флюид и принуждает его незримую энергию подыматься по чрезмерно тонким протокам через вены, артерии, нервные окончания до макушки. Йоги наслаждаются таким состоянием, что сильнее плотских удовольствий.

Многие последователи данного учения большое внимание уделяют его физиологическому аспекту и практически не раскрывают духовную сторону, что важно в йоге.

Физиологическая сторона

Занимаясь туммо, происходит повышение температуры в верхней части корпуса. Когда морозная погода, простыни на теле у практикующих влажные.

Исследования феномена «туммо» на научном уровне провели в 1981 г. под руководством профессора Гарвардского университета Гербера Бенсона. Для эксперимента взяли трех тибетских монахов, практикующих Шесть йог с феноменом туммо. Им вымерили температуру кожи на различных участках тела. В результате, ученые пришли к выводу, что тибетцы могут повысить температуру на пальцах рук и ног минимум на 8,3 С°

В современном мире эффект туммо трактуется как терморегуляция тепла организма человека через нагревание крови, легких специальными упражнениями на дыхание.

Но, следует отметить, исследования с монахами, применяющих туммо на научном уровне больше не проводились.

Духовная сторона

Йога туммо является подготовительной ступень для следующей тантрической практики «Шесть йог». В итоге человек достигает наивысшего состояние буддизма – Просветление. Цель учения «Шесть йог Наропы» — контролировать энергетические потоки тела и в момент смерти сохранить ясность сознания.

Виды туммо

Тибетские йоги знают несколько видов туммо:

  1. Эзотерическое туммо проявляется стихийно, в состоянии экстаза. Это позволяет йогу нормально чувствовать себя в экстремальных условиях.
  2. Мистическое туммо не принадлежит к слову «тепло». Но оно дает возможность практикующему ощутить блаженство от практики, от существующего мира.

Как проходит обучение

Обучают искусству туммо — ламы. Свои методы они держат в тайне, объясняя это тем, что информация из книг или на слуху не принесет результата. Для овладения практикой, важно только напутствие опытного наставника. Для достижения положительного результата, важна особенная подготовка с такими условиями:

  • Умение выполнять разные упражнения дыхание.
  • Сильно концентрировать мысли, переходя в транс, что приводит к объективности образов.
  • Принять от ламы посвящение «туммо».

Испытательный срок

Адепты проходят долгий испытательный срок, помогающий определить насколько выносливый ученик, какое его здоровье. Практика туммо противопоказана людям со слабыми легкими.

Во время испытательного срока могут быть разные задания. Так, одному из учеников лама приказал искупаться в ледяном горном ручье. Не разрешалось вытереться и одеться, всю ночь медитировать, не двигаясь.

Приобщаясь к этому учению, человек не носит теплую одежду и не находиться рядом с огнем.

После тренировок с наставником, ученик уходит в безлюдное возвышенное место. В Тибете возвышенным называется место размещенное на высоте не ниже 4000 м.

Эксперты в учении туммо называются «респы». Они ходят в хлопковой одежде и настаивают, чтобы тренировки в получении туммо проходили только на свежем воздухе и в пустынном месте. В воздухе какого-либо помещения или населенного пункта могут ощущаться разнообразные запахи, дым, что может вредить здоровью. Также оккультные влияния негативно воздействуют на достижения учеников.

Найдя пустынное место, адепт не имеет права встречаться с кем-либо, кроме своего респы.

Периодически учитель навещает своего подопечного, интересуясь его результатами. В часы уединения гуру, ученик может также посетить его. Начинаются тренировки задолго до наступления рассвета.

Практические задания

Независимо от погоды, он выходит из пещеры без одежды или в легком одеянии. Новичкам позволено садится на доску, более опытным адептам — на землю, а самые продвинутые располагаются на снегу, льду. Занимаются натощак, не разрешается употреблять какие-либо напитки.

Сидят йоги и практиканты в медитационной позе:

  • Скрестив ноги.
  • Ладони на коленях, согнув средний и безымянный фаланги, остальные – вытянуть.

Вначале делают дыхательные упражнения:

  1. Выдыхая, представляют как изгоняется гордость, ненависть, злость, лень и.т.д.
  2. Вдыхая – притягивать благословение святых, духа Будды, все благородное и высокое.

Сделав дыхательную практику, сконцентрироваться, не отвлекаться на проблемы, раздумывания, углубиться в созерцание и спокойствие. В зоне пупка представить золотой лотос. Посредине цветка в виде солнца сияет слог «рам», выше — «ма» из которого возникает богиня Дорджи Налджрома.

Описываемые слоги с мистическим значением. Их называют «семена». Они не рассматриваются как буквы, а как живые сущности.

«Рам» — это слово-зародыш (семя огня).

Артикуляция таких слов для индусов имеет огромнейшее значение. С их точки зрения, созидательная сила слова зависит от произношения звуков.

Но по теории, важно использовать индивидуальный образ слова. Так как «рам» — это зародыш огня, опытный маг, применяя индивидуальность образа данного слога, способен сотворить огненное пламя без горючего.

Воображаемый образ богини Дорджи Налджромы, необходимо отождествиться со слогом «ма». Потом всматриваться в букву «а» (пупок), букву «ха» (макушка). Вдохи медленные и глубокие, как будто раздувается огонь, истлевающий под пеплом.

Пламя находится в букве «а» как маленький шарик. При каждом вдохе, чувствуется как струя воздуха проникает в живот, опускается до пупка и раздувает огонь. Каждый полный вдох заканчивается задержкой дыхания. Пауза понемногу увеличивается, но все происходит в определенном ритме. С помощью концентрации мысли, контролировать возникновение пламени.

Поднимается пламя по вене «ума», толщиной как волос, проходящей по центру организма.

Внимание полностью сосредоточенно на огонь и восприятии тепла.

Туммо по методу Наропы

Великий учитель Будды Наропа описывает три упражнения йоги туммо. Выполняются они в одном положении – сидя на корточках, скрестив ноги, руки соединить:

  • Желудочные вращения из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону).
  • Энергичное взбивание желудком.
  • Раскачивания и встряхивания подобно лошади с норовом, чуть подпрыгнуть, оставляя ноги скрещенными.

  1. Каждое упражнение повторяется три раза. Заканчивая комплекс, подскочить повыше (налджорпа).
  2. После гимнастики становится жарко. Тренировка подобна хатха –йоге.
  3. После этого вообразить солнце на каждой ладоней, под каждой ступней, под пупком.
  4. На ладонях и под ступнями происходит трение солнц, образуя огонь.
  5. Язычки огня становятся все выше и добираются до солнца под пупком.
  6. Пламя от вспышки заполняет Его вспышка заполняет все тело.
  7. Выдыхая, ощущается как будто в огне вся планета.

В наши дни йога туммо обособленна как своеобразное тантрическое течение.

Овладев практикой Шести йог с феноменом туммо, йогин может контролировать потоки энергии.

Это необходимо не только для личного освобождения, а с целью достичь состояния Будды во благо всему живому на Земле. Но добиваются такого люди избранные.