Захваты в мма. Mma: ударная техника (базовые удары). Манипуляции с «мелкими» суставами

Каждый их бойцов ММА обладает коронными приемами, которые тебе не помешает знать. 10 самых опасных и жестоких техник в MMA.

Каждый боец обладает своим смертельным коронным оружием, которое он использует в бою. 10 самых опасных и жестоких техник в MMA.

Спросите у любого фаната, что, по его мнению, является наиболее важным фактором в ММА, и в 99% вы услышите "всесторонняя развитость". Борцы, боксеры, специалисты в области бразильского джиу-джитсу тренируются каждый день бок о бок, что бы обменятся опытом и получить драгоценные навыки. Ни один из нынешних бойцов не зацикливается на какой либо одной дисциплине.

Смешанные единоборства продолжают развиваться, что дает возможность наблюдать нам конкурентные поединки разных стилей. Однако не так много бойцов могут достигнуть настоящих успехов даже в одной дисциплине, и еще реже так хорошо освоить тот или иной прием, что бы с помощью лишь одного его переломить ход поединка.

Дэн Хендеросон не редко использует свой отточенный правый удар, который часто приносит ему досрочную победу, Андерсон Сильва прекрасно знает, что тайский клинч будет фатальным для его оппонентов, но это может чем-то большим, чем-то нематериальным, как, например, характер Фрэнки Эдгара.

Почти у каждого бойца есть что-то особенное, своя визитная карточка, свое коронное оружие, которое они применяют в боях. В этой статье мы рассмотрим 10 самых опасных, по нашему мнению, техник в смешанных боевых искусствах.

10. Джиу-Джитсу Би Джей Пенна

Экс-король легкого веса Би Джей Пенн начал изучать джиу-джитсу под руководством Ральфа Грейси и Андре Педернеиреса, по окончанию курса, «Продиджи» получил черный пояс. Гаваец успешно перенес свои навыки в MMA, где долгое время вполне заслуженно считался лучшим бойцом, представляющим Бразильское джиу-джитсу. Однако время идет и Пенн все чаще предпочитал боксировать, нежели искать ключ к победе на земле, что иногда играло не в его пользу. Хотя критиковать такого бойца как Би Джей Пенн за выбор неправильной стратегии на бой, язык не поворачивается. Тем не менее, наиболее выдающиеся моменты в карьере Продиджи демонстрировал именно на земле.

Отдельно можно отметить превосходное умение контролировать соперников со спины. Фантастическая гибкость бойца, а так же опыт выступления на соревнованиях по джиу-джитсу позволяли не только переводить бой в горизонтальную плоскость, но и длительное время удерживать там противника, которому в данной позиции приходилось совсем нелегко. За свою карьеру в MMA, Пенн 5 раз финишировал своих оппонентов со спины (Rear naked Choke) включая победы над такими бойцами как Кенни Флориан, Мэтт Хьюс, Джо Стивенсон, Таканори Гоми, Дженс Палвер.

9. Характер Фрэнки Эдгара

Едва ли Фрэнки Эдагара можно назвать зрелищным бойцом и на первый взгляд нахождение этого бойца в данном списке странно, однако в последних двух боях против Грея Мейнарда "Ответ" доказывает обратное. Дважды в 2011 году Фрэнки был на грани разгромного поражения, однако оба раза чемпион вытаскивал бои на одном лишь характере.

На турнире UFC125 в начале 2011 года Грею Мейнарду удалось зацепить подбородок Эдагар левым хуком, который отправил последнего в нокдаун, а последующие добивание казалось бы вот-вот прервет чемпионство Фрэнки Эдгара, однако чемпион выжил и, более того, успел восстановиться так, будто бы первого раунда не было. В последующих четырех раундах «Ответ» сделал все возможное, однако беря в учет первый раунд, на победу рассчитывать не приходилось. Исход поединка - ничья.

Десять месяцев спустя, на турнире UFC136, зрители могли испытать дежавю, когда Мэйнард снова нащупал челюсть Эдгара и снова не смог закончить бой. Однако на этот раз Фрэнки Эдгар не стал утруждать судей в вынесении решения и в четвертом раунде нокаутировал своего обидчика. Критики, которые когда-то сомневались в том, что Фрэнки Эдагр добьется больших успехов в легком весе, приумолкли и теперь хвалят его за смелость и решимость.

8. Раббер гард Шиньи Аоки

Те, кто видел бои нынешнего чемпиона DREAMв легком весе Шиньи Аоки, уже не раз подскакивали с дивана, когда японец совершал невероятные вещи, лежа на спине в партере. Действительно, на сегодняшний день Шинья Аоки один из немногих бойцов, которые могут контролировать бой, находясь при этом на спине. Против "безударного" Шиньи Аоки, любой, даже самый высококлассный ударник может перейти в режим выживания, оказавшись в гарде у японского бойца, в который так легко попасть, но почти нереально выбраться. Неестественная гибкость Аоки позволяет ему быт ьагрессором из тех положений, где большинство бойцов чувствовали бы себя в ловушке.

За свою карьеру Аоки 19 раз заставил постучать своих соперников по настилу в знак сдачи и зарекомендовал себя как очень агрессивного бойца, который в некоторых случаях может пойти на крайние меры.

7. Апперкот Марлона Сандро

Пожалуй, ни один из 23 боев так ярко не покажет ту опасность, которую несет в себе правый апперкот бразильского бойца как его бой с Масанори Канехарой. Если вы не видели этот бой - обязательно посмотрите, он займет всего лишь 38 секунд вашего времени. Именно столько потребовалось "Монстру из Рио", что бы буквально "воткнуть" своего соперника лицом в настил и попутно завоевать титул чемпиона Sengokuв полулегком весе. Не сложно оценить тот заряд, который нес в себе этот апперкот, ведь экс - чемпион так и не смог самостоятельно покинуть ринг, для этого потребовались носилки. Да и до этого Канехара лишь раз побывал в нокауте.

Помимо этого нельзя не упомянуть про девятисекундный бой с Томонари Каномато и 19-секундный с Ником Денисом.

6. Скрутка пятки в исполнении Хусимара Пальхареса

Справедливости ради, стоит отметить, что скрутка пятки - это лишь одна из вариаций болевых на ногу, которые так любимы бразильским средневесом Хусимаром Пальхаресом. 9 из 13 своих побед бразилец одержал болевыми приемами, 5 из которых - скрутка пятки.

Однако, Пальхареса вряд ли можно назвать психически стабильным человеком, что делает его болевые еще более страшными, в этом на своем опыте убедился польский боец Томаш Двол, чьей ногой Пальхарес завладел всего за 45 секунд. Поняв, что нога очутилась в капкане, поляк недолго думая постучал в знак сдачи, но Пальхарес и думать не стал о расслаблении захвата, вплоть до вмешательства рефери, за что и был оштрафован атлетической комиссией.

Выбраться из болевых Палхареса действительно сложно, о чем говорит его послужной список, поэтому во избежание травм можно прибегнуть к методу Нэйта Марквордта и воспользоваться какой-либо смазкой, чтобы выскользнуть из ловушки. Однако это скорее шутка. А сам Пальхарес, как ни крути, представляет угрозу для любого бойца дивизиона.

5. Тэйкдауны Джорджа Сент-Пьера

Тактика чемпиона UFCв полусреднем весеДжорджа Сент - Пьера все чаще подвергается критике, однако никто не посмеет сказать, что она является неэффективной. Бой ЖСП чаще всего имеет приблизительно следующий рисунок - тэйкдаун, много тэйкдаунов, очень много тэйкдаунов и победа решением судей в конце. Однако с технической точки зрения такая тактика фактически не имеет изъяна. Что делает тэйкдауны канадца такими эффективными? Физическая сила, прекрасное чувство дистанции, тайминг, молниеносная реакция? Сам чемпион не раз высказывал желание об участвовать в Олимпийских играх. Хоть это и остается лишь голубой мечтой, да и вряд ли мы сможем когда-либо лицезреть схватку Сент-Пьера с борцом олимпийского уровня, но так или иначе большинство соперников ЖСП весь бой проводят в положении лежа на спине, с ожиданием глядя в потолок.

Сможет ли после серьезной травмы король полусреднего веса возвратиться прежним - это вопрос, на который сможет ответить следующий претендент, а пока тэйкдауны ЖСП занимаю 5 место в нашем списке.

4. "Водородная бомба" Дэна Хендерcона

Можно только догадываться, из чего сделана правая рука 41-летнего бойца, однако чем бы это ни было, это тот материал, из которого сделаны легенды. Именно эта правая рука отправила в нокаут Вандерлея Сильву, именно она усыпила британца Майкла Биспинга, она же является страшным сном экс-чемпиона Strikeforce Рафаэля "Фейжао" Кавальканте, именно это рука уронила Маурисио Шогуна и, наконец, именно на нее наткнулся Федор Емельяненко.

Железобетонный подбородок и превосходная борьба так же являются неоспоримыми качествами Дэна Хендерсона, но именно правая рука, которую фанаты называют «Водородной бомбой» – визитная карточка бойца.

После эпического противостояния с "Шогуном", Дэн Хендерсон имеет претензии на титульный бой с Джоном Джонсом. Каким бы впечатляющим не был Джонс, не стоит сбрасывать со счетов Дэна Хендерсона, ведь когда американец выходит в клетку - всегда есть вероятность нокаута.

3. Работа по корпусу Ника Диaза

Ник Диаз давно известен как один из лучших ударников в спорте, а его работа по корпусу играет определяющую роль. Стоит так же отметить ту эффективность, с которой работает экс-чемпион Strikeforce: в своем последнем бою против Би Джей Пенна, Диаз 67 раз атаковал корпус гавайца. 76% акцентированных ударов Диаза пришли в цель, 89% джебов так же имели честь прикоснуться к телу легендарного бойца.

Диаз умело использует свое превосходство в боксе, нанося сокрушительные удары по корпусу, которые сменяются молниеносными сериями в голову, а в сумме с потрясающей выносливостью, которую Диаз закаляет в соревнованиях по триатлону и заслуженным черным поясом по джиу-джитсу, делает Диаза одним из самых опасных бойцов полусреднего дивизиона.

2. Адские локти Джoна Джонса

Джон Джонс официально продемонстрировал свое главное оружие на турнире The Ultimate Fighter 10 Finale, однако в целом выступление Джонса было омрачено дисквалификацией за применение запрещенных ударов локтями (так называемые "12 to 6 elbows" - удар локтем под прямым углом) против Мэтта Хэмилла.

К сожалению, для будущих оппонентов Джонса, он не был обескуражен поражением и не перестал использовать свои локти до настоящего времени. Брэндон Вера не скоро забудет те удары, которые сломали филиппинскому бойцу лицевую кость в трех местах, в результате чего ему пришлось вживлять металлический имплант. Белорусу Владимиру Матюшенко так же изрядно досталось от «Костей», когда последний обрушивал удар за ударом, что привело к остановке боя.

Наиболее яркой демонстрацией локтей Джонса можно считать его бой с Лиото Мачидой. В перовом раунде, благодаря незаурядной технике японо-бразильского бойца Джонс, казалось, был бессилен. Однако хватило всего одно удара локтем во втором раунде, что бы переломить ход поединка.

Сильва даже выпустил книгу, в которой он описывает эффективность тайского клинча, но совсем не обязательно штудировать литературные произведения чемпиона, а достаточно взглянуть на его второй бой в октагоне, что бы оценить ту ураганную мощь, которую несут его колени.

На момент боя Рич Франклин был наиболее выдающимся средневесом, бывший учитель имел серию из восьми побед. Но после того, как руки Паука закрылись в замок на затылке Франклина, стало ясно, что победная серия чемпиона вот-вот оборвется. Сильва нанес серию ударов коленями с поразительной точностью и силой, которые свалили чемпиона. Реванш состоялся менее чем через год в родном городе Франклина и никто не сомневался, что экс-чемпион подойдет к этому бою сверхмотиванным и в отличной форме, однако оказалось, что все усилия были тщетными - уже во втором раунде Франклин вновь оказался на настиле.

На протяжении многих лет Андерсон Сильва продолжал удивлять нас некоторыми невероятными вещами, такими как фронтк-кик в бою с Витором Белфортом на UFC126, но никто не станет спорить, что именно тайский клинч является сильнейшей стороной бойца.

1. Удары головой.

Голова не может быть использована как ударный инструмент при любых обстоятельствах. Запрещается любое нанесение ударов головой по голове или телу противника.

2. Давление на глаза.

Запрещается давить на глаза с помощью пальцев, подбородка, или локтей. Если боец касается глаз противника во время удара, это не считается давлением на глаза и является допустимой атакой.

3. Укусы и плевки в оппонента.

Укусы запрещены при любых обстоятельствах. Боец не должен забывать, что иногда рефери физически не способен заметить нарушение. В таком случае, прямая обязанность бойца - сообщить о том, что он был укушен оппонентом.

4. «Рыболовный крючок».

Любая попытка бойца использовать пальцы для взаимодействия со ртом, носом и ушами оппонента, оттягивая при этом кожу в противоположную сторону, попадает под категорию “Рыболовный крючок”.

5. Тянуть противника за волосы.

Запрещается тянуть противника за волосы в любой ситуации. Боец не имеет права держать противника за волосы для дополнительного контроля. Если у оппонента длинные волосы, боец не имеет права использовать их, как инструмент для удушения.

6. Бросок оппонента на канвас головой вниз («pile driver»).

Бросок оппонента, при котором он перевернут на 180 градусов, попадает под категорию “ pile-driving ”. Стоит отметить, что если боец попал в захват к оппоненту, и способен выбраться из него опрокинув противника, бойцу разрешается это сделать любым способом, потому как контроль находится в руках оппонента.

7. Удары по позвоночнику или затылку.

Позвоночник включает в себя копчик. Затылок определяется, как зона, начинающаяся с макушки и заканчивающаяся осевой линией головы с погрешностью в один дюйм. Также, закрыта для атак вся задняя часть шеи, а именно, от затылочного перехода до трапеции.

8. Любые удары по горлу.

Запрещены именно направленные удары, что подразумевает отталкивание головы оппонента для доступа к шейной зоне. Запрещено давить пальцами на шею или трахею оппонента с целью завершения боя сдачей. Если удар по горлу оппонента нанесен во время размена в стойке, он рассматривается, как легальный.


9. Пальцы, направленные в сторону лица или глаз оппонента.

Фолом признается выполненное в стойке, движение руки с расставленными пальцами, направленное в сторону лица или глаз оппонента. Обязанность рефери предотвратить это опасное поведение, сделав замечание бойцу. Спортсмены призваны либо сжимать кулаки, либо направлять пальцы четко вверх в подобных ситуациях.

10. Удары локтями, направленные вниз («12 – 6»).

Запрещается использование в бою прямых, направленных вниз, ударов локтями. Любая другая вариация ударов локтями допускается, если при этом изменяется угол нанесения атаки.

11. Удары в область паха.

Запрещены любые атаки в область паха, включая удары, захваты, выкручивания, или зажимы. Запрет распространяется как на мужские, так и на женские бои.


12. Удары ногами \ коленями по лежачему противнику.

Лежачим боец считается, если любая часть его тела кроме одной руки и подошв стоп касается пола. Чтобы находиться в «лежачей» позиции необходимо опустить на пол две ладони \ кулака, и \ или любую другую часть тела. В таком положении противника удары коленями и ногами в целом по нему не допускаются.

13. Наступать на лежачего оппонента.

Запрещаются атаки, нанесенные ступней сверху вниз по лежачему противнику. Подобные удары по ступням противника во время стойки допускаются. Как только противник переходит в позицию «лежачего», наступать на него запрещено.

14. Держаться за перчатки или шорты оппонента.

Бойцу не разрешено контролировать движения оппонента, держась за его перчатки или шорты. Держаться за свои перчатки и шорты допускается.

15. Держаться за клетку или канаты с помощью пальцев на руках или ногах.

Бойцу позволяется в любой момент класть ладони на стенки клетки для отталкивания от нее. Бойцу позволяется так класть руки и ступни на стенки клетки, чтобы пальцы проходили сквозь материал ограждений. Запрещается именно удерживание позиции за счет захвата ограждений пальцами рук или ног. Запрещается держаться за канаты ринга в любом виде. Запрещается намеренно переступать через канаты. Если боец пойман за вышеперечисленным, рефери в праве снять одно очко с виновника, если допущенное им нарушение влияет на поединок. Если в результате фола боец занял доминирующую позицию, рефери должен разнять бойцов и поместить их в нейтральную позицию.

16. Манипуляции с «мелкими» суставами.

Пальцы на руках и ногах относятся к «мелким» суставам. Запястья, лодыжки, колени, плечи и локти - к «крупным». Допускается брать противника только за ладонь или стопу, но не за отдельные пальцы.

17. Выбрасывание оппонента за пределы ринга или клетки.

Запрещается намеренно выбрасывать противника за пределы ринга или клетки.


18. Намеренное помещение пальцев в отверстия, рассечения, или другие раны на теле противника.

Запрещается класть пальцы в открытую рану в попытке увеличить рассечение. Запрещается класть пальцы в нос, уши, рот, или любое другое отверстие на теле оппонента.

19. Царапание, зажимы, выкручивание кожи оппонента.

Запрещаются любые атаки, царапающие, растягивающие или выкручивающие кожу оппонента.

20. Отсутствие активности (избежание контакта, регулярное сбрасывание капы, симулирование травмы).

Недостаток активности имеет место, если боец намеренно избегает контакта с оппонентом или убегает от него. Также, рефери имеет право наказать бойца, если тот уличен в симуляции травм, нарушений со стороны противника, или намеренно выплевывает капу, другими словами оттягивает продолжение поединка.

21. Оскорбление противника во время боя.

Оскорбление противника недопустимо во время поединка ММА. Задача рефери - определить, что из сказанного во время боя переходит допустимую черту. Бойцам разрешается разговаривать во время боя. Примерами недопустимого общения можно назвать унижения и критика расы противника.

22. Вопиющее игнорирование инструкций рефери.

Боец обязан соблюдать инструкции рефери при любых обстоятельствах. Любое отклонение в сторону может привести к дисквалификации или снятию очков с бойца.

23. Неспортивное поведение, приводящее к травме оппонента.

От каждого бойца ожидается, что он будет представлять спорт в позитивном свете, демонстрируя спортивный образ жизни и скромность. Любой атлет, пренебрегающий правилами спорта, и пытающийся причинить противнику лишний ущерб после окончания поединка, проявляет неспортивное поведение.

24. Атака оппонента после сигнала об окончании поединка.

Окончание поединка обозначается звуковым сигналом и вмешательством рефери. Как только рефери сигнализировал об окончании поединка, любые агрессивные действие бойца по отношению к оппоненту недопустимы.

25. Атака противника во время перерыва.

Боец не должен контактировал с оппонентом во время перерыва.

26. Атака оппонента, находящегося под защитой рефери.

Как только рефери сигнализировал о прекращении поединка и закрыл бойца, неспособного продолжить бой, его противник должен немедленно прекратить атаку.

27. Вмешательство со стороны угла бойца.

Недопустимым вмешательством считаются действия, каким либо образом прерывающие бой или дающие одному из бойцов несправедливое преимущество. Угловым запрещается отвлекать рефери или влиять на его действия любым образом.

Статью подготовил: Королев Андрей.

Требования к рингу или арене; использование видео-экранов

  1. В соответствии с правилами ММА соревнования или показательные выступления по смешанным боевым искусствам могут проводиться на ринге или арене.
  2. Согласно правилам MMA, ринг, используемый для проведения соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам, должен соответствовать следующим требованиям:
  3. Площадь ринга, ограниченная канатами, должна быть не менее площади квадрата со стороной 20 футов и не более площади квадрата со стороной 32 фута, по внутренней стороне канатов;
    1. Пол ринга должен выходить за канаты не менее, чем на 18 дюймов с каждой стороны. Пол ринга должен иметь настил из пены «Энсолайт» или другой аналогичной пены с закрытыми ячейками. Минимальная толщина слоя пены 1 дюйм. Настил должен выходить за канаты ринга и за края площадки. Поверх него должно быть туго натянуто и закреплено шнурами покрытие из брезента, крепкого холста или другого подходящего материала. Нельзя использовать материал, собирающийся в кучу или в складки.
    2. Помост ринга не должна возвышаться более чем на 4 фута над уровнем пола и должен быть оборудован специальными лестницами, используемыми бойцами.
    3. Боковые стойки ринга должны быть изготовлены из металла диаметром не более 3 дюймов, высота стоек над поверхностью ринга - минимум 58 дюймов. Боковые стойки должны быть защищены специальным покрытием, утвержденным Атлетической Комиссией. Боковые стойки ринга должны располагаться на расстоянии минимум 18 дюймов от канатов ринга.
    4. По каждой стороне ринга должно быть пять рядов канатов диаметром не менее 1 дюйма, покрытых мягким материалом. Расстояние от поверхности ринга до нижнего каната – 12 дюймов.
    5. На поверхности ринга не должно быть никаких посторонних предметов.
  4. Согласно правилам ММА, арена, используемая для проведения соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам, должна соответствовать следующим требованиям:
    1. Арена должна быть круглой или иметь минимум шесть равных сторон. Ширина арены должна быть не менее 20 и не более 32 футов.
    2. Пол арены должен иметь настил из пены «Энсолайт» или другой аналогичной пены с закрытыми ячейками, минимальная толщина слоя пены 1 дюйм. Поверх настила должно быть туго натянуто и закреплено шнурами покрытие из брезента, крепкого холста или другого подходящего материала. Нельзя использовать материал, собирающийся в кучу или в складки.
    3. Площадка арены не должна возвышаться более чем на 4 фута над уровнем пола и должна быть оборудована специальными лестницами, используемыми бойцами.
    4. Стойки ограждения должны быть изготовлены из металла диаметром не более 6 дюймов, высота стоек над поверхностью арены – 5-7 футов. Стойки ограждения должны быть защищены специальным покрытием, утвержденным Комиссией.
    5. Используемое ограждение арены должно быть изготовлено из материала, предотвращающего падение бойцов за пределы арены, на пол под ареной или на зрителей, в частности, ограждение из проволочной сетки, покрытой винилом.
    6. Металлические части арены должны быть защищены специальными покрытиями, утвержденными Атлетической Комиссией, и не должны быть опасны для бойцов.
    7. Арена должна иметь два входа.
    8. На ограждении, окружающем арену, на которой должны проводиться соревнования, не должно быть посторонних предметов.
  5. Организатор соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам должен оборудовать место проведения боев минимум двумя видео-экранами, позволяющими следить за событиями на ринге или арене.

Продолжительность поединка

Правила ММА закрепляют следующую продолжительность поединков:

  1. «Нечемпионские» соревнования и показательные выступления по смешанным боевым искусствам длятся не более трех раундов.
  2. Чемпионские (титульные) соревнования по смешанным боевым искусствам, иные соревнования по смешанным боевым искусствам или показательные выступления, рассматриваемые надзорными органами как специальное мероприятие, длятся не более пяти раундов.
  3. Продолжительность раунда на соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам не должна превышать 5 минут. Продолжительность отдыха между раундами на соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам составляет 1 минуту.

(вступило в силу 31.08.2001; изменении внесены 27.10.2009)

Правила MMAрегламентируют разделение спортсменов по следующим весовым категориям:

    Существующие весовые категории спортсменов, участвующих в соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам, и вес для каждой категории, указаны ниже:

    Наилегчайший вес
    Flyweight до 125 фунтов .

    Легчайший вес
    Bantamweight от 125 до 135 фунтов

    Полулегкий вес
    Featherweight от 135 до 145 фунтов

    Легкий вес
    Lightweight от 145 до 155 фунтов

    Полусредний вес
    Welterweight от 155 до 170 фунтов

    Средний вес
    Middleweight от 170 до 185 фунтов

    Полутяжелый вес
    Light Heavyweight от 185 до 205 фунтов

    Тяжелый вес
    Heavyweight от 205 до 265 фунтов

    Супертяжелый вес
    Super Heavyweight более 265 фунтов

    Примечание . В некоторых организациях ММА весовые категории до 145 фунтов и свыше 265 фунтов отсутствуют.

  1. После официального взвешивания перед состязанием, в случае перевеса, вес, сброшенный спортсменами, участвующими в соревнованиях или показательных выступлениях по смешанным боевым искусствам, не должен превышать 2 фунта.
  2. Сброс веса, указанного в предыдущем пункте, должен произойти не позже, чем через час после первоначального взвешивания.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 04.12.2007)

Одежда спортсменов

Спортсмены, принимающие участие в соревнованиях или показательных выступлениях:

  1. Должны быть одеты в шорты, утвержденные правилами ММА
  2. Во время соревнований на ногах участников не должно быть обуви или иных материалов, покрывающих ступни.

(вступило в силу 31.08.2001)

Методика судейства

  1. В соответствии с правилами MMA каждый судья соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам должен оценивать соревнование или показательное выступление и определить победителя, используя следующую систему:
    1. Лучший боец раунда получает 10 баллов, а его соперник - соответственно меньше.
    2. Если раунд проходил на равных, каждый боец получает по 10 баллов.
    3. Нельзя присуждать дробные баллы.
    4. Баллы за каждый раунд присуждаются сразу после окончания раунда.
  2. После окончания соревнований или показательных выступлений комментатор забирает карточки с выставленными судьями баллами со стола Атлетической Комиссии.
  3. Решение выносится большинством голосов. Если большинство не достигнуто, присуждается ничья.
  4. После того как представитель комиссии проверил баллы, он или она сообщает решение комментатору. Комментатор сообщает решение аудитории через акустическую систему.

(вступило в силу 31.08.2001)

Нарушение правил ММА (фолы): снятие баллов

  1. 1. Если спортсмен во время соревнований или показательных выступлений по смешанным боевым искусствам нарушает правила в отношении своего соперника, рефери может наказать его или ее, сняв его или ее баллы, независимо от того, было нарушение намеренным или нет. Если иное не указано, рефери в каждом отдельном случае может определить количество снимаемых баллов с учетом тяжести нарушения и степени ущерба, нанесенного сопернику.
  2. 2. Если рефери примет решение о необходимости снятия балла или баллов в связи с нарушением правил, он или она должен(-на) сообщить нарушившему о назначенном наказании.
  3. 3. Как только представится возможным, после нарушения правил, судья должен сообщить судьям и обоим спортсменам количество баллов, снимаемых со счета нарушившего.
  4. 4. Балл или баллы, снимаемые за нарушение, снимаются в раунде, в котором произошло данное нарушение, и не могут быть сняты в последующих раундах.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 03.12.2003)

Нарушение правил ММА: непреднамеренные

  1. Если соревнования или показательные выступления по боевым искусствам остановлены в связи с тем, что правила были нарушены непреднамеренно, рефери определяет, может ли спортсмен, в отношении которого были нарушены правила, продолжать поединок. Если, в результате нарушения, шансы спортсмена на победу не подверглись серьезной опасности и если нарушение не включало удара в голову спортсмена, в отношении которого были нарушены правила, рефери может распорядиться продолжить соревнования или показательные выступления после восстановительной паузы продолжительностью не более 5 минут. Сразу после того, как спортсмены разойдутся, рефери должен сообщить представителю Комиссии о том, было ли нарушение непреднамеренным.
  2. Если рефери установит, что соревнования или показательные выступления по смешанным боевым искусствам не могут быть продолжены из-за травмы, полученной вследствие непреднамеренного нарушения правил MMA, соревнования или показательные выступления объявляются несостоявшимися, если нарушение правил произошло:
    1. Во время первых двух раундов соревнований или показательных выступлений, состоящих из трех или менее раундов; или
    2. Во время первых трех раундов соревнований или показательных выступлений, состоящих из более трех раундов.
  3. Если вследствие непреднамеренного нарушения правил спортсмен не может продолжить участие в соревнованиях или показательных выступлениях после:
    1. завершения второго раунда соревнований или показательных выступлений, состоящих из трех или менее раундов; или
    2. завершения третьего раунда соревнований или показательных выступлений, состоящих из более трех раундов, исход поединка определяется подсчетом баллов за завершенные раунды и раунд, во время которого рефери остановил соревнования или показательные выступления.
  4. Если в последующем, в результате нанесения разрешенного удара, травма, полученная вследствие нарушения правил, усугубляется, и рефери останавливает соревнования или показательные выступления, исход поединка определяется подсчетом очков за завершенные раунды и раунд, в котором рефери остановил соревнование или выступления.

(вступило в силу 31.08.2001; 03.12.2003; 04.12.2007)

Исход матча

Согласно правилам MMA, состязания по смешанным боевым искусствам могут закончиться следующим образом:

  1. Добровольная сдача:
    1. Физическая сдача (постукивание по настилу или телу соперника).
    2. Словесная сдача.
  2. Нокаут (КО): в результате разрешенного удара спортсмен находится в бессознательном состоянии и не может продолжать поединок.
  3. Технический нокаут (ТКО):
    1. Рефери останавливает поединок.
    2. Врач останавливает поединок.
    3. Секунданты бойца (угол) останавливают поединок.
  4. Решение на основании подсчета баллов, в частности:
    1. Единогласное решение.
    2. Неединогласное (раздельное) решение.
    3. Решение большинства.
    4. Ничья, в частности:
      1. Единогласная ничья.
      2. Ничья решением большинства.
      3. Раздельная ничья.
  5. Техническое решение.
  6. Техническая ничья.
  7. Дисквалификация.
  8. Отмена.
  9. Признание боя несостоявшимся.

(вступило в силу 31.08.2001; изменения внесены 04.12.2007)

Примечание

Трое судей отдают раунд одному из бойцов, оценивая в совокупности эффективность их действий в ринге, таких, как:

  1. Нанесение ударов
  2. Грепплинг (любые борцовские действия и применение болевых и удушающих приемов)
  3. Агрессия
  4. Контроль площади ринга (арены)

Запрещенные действия

Приведенный ниже список действий перечисляет те, которые считаются нарушениями правил при проведении выставочных матчей или соревнований по смешанным боевым искусствам:

  1. Запрещены удары головой.
  2. Запрещены любые виды атак на глаза.
  3. Запрещается кусать противника.
  4. Запрещается держать, вырывать и дергать противника за волосы.
  5. Запрещаются любые попытки разодрать пальцами анатомические отверстия соперника (например – попытка порвать рот).
  6. Запрещены любые проникания пальцами в анатомические отверстия, а так же в рассечения и раны противника.
  7. Запрещены любые виды атак паховой области.
  8. Запрещены болевые приёмы на малые суставы противника, такие как пальцы рук или ног.
  9. Запрещаются любые удары по затылку или позвоночнику.
  10. Запрещается удар сверху вниз острием локтя.
  11. Запрещены любые удары в горло, а также захват трахеи.
  12. Запрещены царапания, щипания, выкручивания плоти.
  13. Запрещен захват ключицы.
  14. Запрещены удары ногами в голову лежачего противника (противник считается лежачим, если касается любой третьей точкой пола).
  15. Запрещены удары коленями в голову лежачего соперника (см.предыдущий пункт).
  16. Запрещено топтание лежачего противника (удар подошвой ноги).
  17. Запрещены удары пяткой в область почек.
  18. Запрещается втыкать противника в канвас вниз головой или на шею (примечание к данному пункту смотрите в конце списка).
  19. Запрещается выбрасывать противника за пределы клетки или ринга.
  20. Запрещается захват шорт или перчаток противника.
  21. Запрещены плевки в противника.
  22. Запрещены любые виды неспортивного поведения, влекущие за собой травму противника.
  23. Запрещены захваты и удержания за клетку или канаты.
  24. Запрещены любые виды оскорблений в клетке или ринге.
  25. Запрещено нападение на противника во время перерыва.
  26. Запрещено нападение на противника, с которым говорит или которого осматривает рефери.
  27. Запрещено нападение на противника после окончания боя.
  28. Запрещено явное пренебрежение инструкциям рефери.
  29. Запрещается уклоняться от боя, в том числе - избегать контакта с противником, умышленно или многократно выплевывать капу, симулировать травму.
  30. Запрещено вмешательство угла.
  31. Запрещается выбрасывание полотенца во время поединка.

(вступило в силу 8-31-2001; изменения внесены 10-27-2009)

Примечание

На UFC 111 произошел случай, когда боец Курт Пеллегрино, находящийся на фотографии снизу, резко распрямился и движением корпуса вниз воткнул противника, Фабрисио Камоеса, захватившего его шею, в канвас. Атлетическая комиссия по этому поводу пояснила, что выполненный приём, согласно правилам ММА считается легальным, и уточнила, что под запрет попадают те ситуации, где боец, контролирует положение тела противника, и, приведя его в вертикальное положение вниз головой ногами вверх, с силой втыкает его в канвас головой. В ситуации на рассматриваемой фотографии, Курт Пеллегрино не имел контроля над положением тела противника, а значит, не нарушал правила MMA, а соперник, в свою очередь, имел возможность для избежания удара о канвас головой.

В данной статье будут описаны основные удары, применяемые большинством бойцов смешанных единоборств (ММА). Как известно, в правилах ММА четко не определено какие удары может использовать боец в ходе боя. Ведь изначально существовали «Бои без правил», где дрались бойцы совершенно разных стилей. Там бились и боксеры и каратисты, борцы и другие. Но со временем этот спорт набирал обороты и в ходе многолетней практики и реальных боёв из всех арсеналов различных боевых искусств стали выделятся наиболее универсальные и эффективные техники.
Поэтому удары руками, которые будут описанные ниже, не являются единственными возможными в ММА, но являются наиболее эффективными.
Ударная техника руками в ММА представляет собой симбиоз (смесь) бокса, кикбоксинга и тайского бокса.

1. Джэб (Jab) - в России такой удар называют «Прямой удар левой рукой» или просто «Прямой левой». Классический и самый часто наносимый удар бокса. Прямой левой в виду физиологических ограничений не является сильным ударом, но этот удар обладает довольно высокой скоростью, поэтому чаще всего применятся для тактических и технических комбинаций.




























2. Кросс (Cross) - «Прямой удар правой рукой» или «Прямой правой». Тоже техника бокса. Очень сильный удар и, как правило, при точном и резком попадании в челюсть отправляет противника в нокаут. В большинстве комбинаций этот удар «конечный» и в него вкладывается максимальная сила.





























3. Хук (Hook) - «Боковой удар левой (и правой)». Классическая техника бокса. При должном умении и поставленной технике этот удар обладает большой силой и способен отправить противника в нокаут (или нокдаун). Этот удар очень эффективен в комбинации. Связано это с тем, что одиночный боковой удар очень легко заметить, и, стало быть, от него легко можно защититься. Боковй удар особенно эффективен, когда противник защищается подставкой рук от прямых ударов. Выставляя руки перед собой, защищая лицо от прямого удара, у противника остается открытой (по бокам) голова и корпус, что позволяет вам качественно применить боковой удар.





























4. Апперкот (Uppercut) - «Удар левой (правой) снизу». Классика бокса. Апперкот не обладает такой силой удара, как прямой и боковой, но при этом нередки случаи, когда после этого удара противник отправлялся в нокаут. Этот удар очень эффективен, но, как правило, только на короткой дистанции. К тому же от апперкота довольно сложно защититься, особенно, когда он наносится в быстрой комбинации.






























5. Бэкфист (Backfist) - в России чаще всего этот удар тоже называют «Бэкфист», но иногда его также именуют «Раскручивающийся удар». Этот удар пришел в ММА из кикбоксинга. А в кикбоксинг этот удар, по легенде, пришел из каратэ. Крайне мощный удар. Часто этот удар является неожиданным, ввиду того, что крайне редко применяется спортсменами и защиты против него часто не наработаны. Но при всех своих плюсах этот удар технически очень сложный. Когда спортсмен наносит этот удар, то поворот его корпуса вокруг своей оси достигает 360 градусов и в определенный момент спортсмен даже не видит своего противника. Поэтому «достать» этим ударом противника и точно попасть в нужную точку очень проблематично. Однако, при всей сложности, некоторые спортсмены очень успешно применяют этот удар (например, Александр Шлеменко).






























6. Хаммерфист (Hammerfist) - так и называют «Хаммерфист» (hammer в переводе на русский язык «молоток»). Доподлинно неизвестно откуда пришел этот удар, но в теории такие удары часто применяются в каратэ. Хаммерфист наносится рукой либо сверху вниз, либо сбоку и практически всегда в голову. Этот удар не применятся в стойке, чаще всего его используют в партере. При должном умении этим ударом можно отправить противника в нокаут. Данный удар часто использовал легендарный Федор Емельяненко.

















7. Элбоу (Elbow) - мы его называем «Удар локтем». Является классикой тайского бокса. Очень мощный удар, при резком попадании в голову отправляет противника в нокаут (нокдаун). То место, которым мы наносим данный удар, обладает высокой жесткостью и специфичной формой. Поэтому практически каждый удачно нанесенный удар локтем по лицу приводит к рассечению кожи на лице. Из-за этого в боксе удар локтем - является запрещенным приёмом и применяется, как правило, «грязными» боксерами с целью рассечь кожу на лице противника. Однако, в ММА этот удар не является запрещенным и успешно применяется многими бойцами как в стойке так и в партере.




























Итак, встречайте! Первая в своем роде «Энциклопедия любителя ММА». Все термины взяты мной из повседневной жизни. Я объясняю их вам так, как делаю это для себя. Поэтому (я надеюсь), они будут понятны и вам.

ОСНОВЫ

ММА (Mixed Martial Arts) – Смешанные Единоборства. Вид спорта, который получил распространение в США в 90-х годах прошлого (то есть 20-го) века. ММА принципиально отличаются от других видов единоборств тем, что бойцы имеют право пользоваться огромным арсеналом различных техник и приемов, недоступных ранее в рамках какого-то одного стиля. На первых турнирах участвовали борцы, боксеры, кикбоксеры, мастера джиу-джитсу, каратэ и сумо.

Возможно, насчет последнего я немного погорячился. Хотя в Японии чего только не бывало ! Со временем ММА эволюционировали в бои, участники которых используют разнообразные техники для того, чтобы одержать победу – они борятся, бьют друг друга ногами и руками, проводят болевые и удушающие приемы. Современное ММА – это бокс, кикбоксинг, джиу-джитсу, каратэ и муай-тай – в одном спорте.

Клетка – символ ММА и специфическое только для данного вида спорта место боев. Несмотря на ужас, в который приводит клетка непосвященных обывателей, она вовсе не предназначена для того, чтобы закрывать в ней бойцов, которые «бьются насмерть». Все дело в том, что клетка – удобнее ринга. Боец не может вывалиться за пределы клетки и травмироваться, бой не нужно останавливать, чтобы развернуть бойцов, борящихся в партере, головой к центру.

Кроме того, клетка дает массу преимуществ и дополнительных техник – боец может оперетья о клетку спиной, чтобы подняться из партера, а еще от нее можно оттолкнуться и провести знаменитый шоутайм-кик! Клетки бывают разной формы – круглые и с углами. Фирменная клетка с 8 углами называется Октагон.

Бои без правил (пацанск. «Баибезправил, чо») – ошибочное название ММА, которым пользуются желтые СМИ и «реальные пацаны» из российской глубинки. Не имеет ничего общего со смешанными единоборствами, в которых правила есть. Объединенные правила ММА запрещают целый ряд действий, среди них – удары головой, захваты за лицо, тычки в глаза, удары в пах, кусание противника зубами, удары острой точкой локтя (так называемые удары 12-6), удары ногами по противнику, находящемуся тремя точками на настиле клетки, в том числе «soccer-kick» – футбольный удар в голову поверженного соперника.

К сожалению, российские СМИ пока еще не очень утруждают себя такой ерундой, как правильные названия чего-то там. Поэтому почти каждый боец, фигурирующий в новостных сводках наших медиа, это как минимум «чемпион Мира по боям без правил» .

Базовый борец/ударник – хотя времена, когда в клетке встречались представители одного стиля, давно закончились, в ММА все еще большое значение имеет «база» спортсмена. А именно – то, из какого вида спорта он пришел в смешанные единоборства.

Наибольшим успехом в ММА пользуются борцы вольного стиля, представителями которого являются 7 из 10 чемпионов организации ММА №1. Российские бойцы ММА, как правило, приходят в этот спорт из боевого самбо. Многие наши бойцы, так или иначе, были чемпионами по этому единоборству до того, как пришли в ММА.

ПЕРСОНЫ

Федор (Федор Емельяненко) – говоря проще, наше всё! Главный (и по-прежнему единственный) российский боец ММА, который добился наилучших результатов в смешанных единоборствах. Федор оставался непобедимым почти 10 лет. Собственно, именно благодаря «феномену Федора Емельяненко» смешанные единоборства в нашей стране получили самый сильный импульс для своего развития. Федора можно не понимать, но не любить его невозможно. В настоящее время Федор является Президентом Союза ММА России и работает советником Министра Спорта.

(Dana White, школ. Дана Вайт) – Президент главной организации ММА на этой планете. Человек, вызывающий тонны ненависти. Эффективный менеджер. Злобный тролль. Страдает комплексом Бога. Характер ни разу не нордический, даже близко не выдержанный. Считает себя главным начальником всех главных начальников. Если Федора многие считали ангелом ММА, то Уайт, без сомнений, «дьявол» этого спорта.

Мирко Кро Коп (Мирко «Кро Коп» Филиппович) – хорватский боец ММА, который отличается зрелищным ударным стилем, основанном на кикбоксинге. До прихода в ММА Мирко работал полицейским, откуда и появилось его прозвище – Croatian Cop или сокращенно – Cro Cop. Несмотря на то, что Мирко никогда не был чемпионом ММА, он остается одним из главных символов этого спорта.

Широкую известность получила поговорка Кро Копа о своем знаменитом ударе левой ногой в голову (хай-кике): «Правая нога – больница, левая – кладбище». В настоящее время Кро Коп продолжает выступать на различных турнирах по правилам кикбоксинга и ММА, хотя время его, безусловно, прошло.

Джо Роган (Joe Rogan) – американский комик и телеведущий, комментатор и автор собственной передачи на радио. Рогана любят начинающие фанаты ММА и ненавидят – старые. Потому что, в отличие от новичков, они помнят, как Роган вынудил Джорджа Сент-Пьера рассказать в прямом эфире про свою фобию, а полгода спустя он использовал это признание, чтобы облить того же Сент-Пьера грязью, в эфире одной из следующих своих передач.

Адепт культа «Ешь тех, кого убил сам», Джо Роган использует свободное время для того, чтобы охотиться на беззащитных животных, а потом – гордо позировать на их фоне. Причем убийство Роган предпочитает осуществлять с помощью лука и стрел. То есть вы понимаете, что животное, на которое охотится Роган, умирает не сразу, а погибает в мучениях, пока его не пронзят 5 или 6 (а то и больше) выпущенных Роганом стрел.

Двуличный и лицемерный человек. Успешеный конъюктурщик. Прирожденный шоумен. Впрочем, если вы – новичок, то Рогана будете, скорее всего, любить. Потому что он харизматичный. Таких персонажей у нас любят, несмотря ни на что.

Александр Шлеменко - бывший чемпион второй по значимости действующей организации ММА в мире. Средневес. Бывший адепт веганства. Приверженнец ЗОЖ. Омич. «Реальный пацан». Русская надежда. Шлеменко не говорит много, но когда делает это, то звучит очень убедительно. Тренирует себя сам. Отличный ударник и чуть менее отличный борец.

Известен своей упертостью и принципиальностью. С этого года, наконец-то, собирается посвятить больше времени отработке навыков борьбы. В День Святого Валентина Шлеменко будет бить опасного нокаутера Мелвина Манхуфа. Во всяком случае, мы очень надеемся, что все будет именно так, а не наоборот.

Джон Джонс (Jon «Bones» Jones, полное имя Джонатан Джонс) – чемпион и выдающийся боец ММА полутяжелого веса. Противоречивая личность. Объект ненависти и любви миллионов фанатов ММА. Известен своим пристрастием к ударам локтями, тычкам в глаза и кокаину . Впрочем, за последнее его вряд ли можно винить.

Провел множество защит своего титула, считается величайшим бойцом на Планете. Несмотря на выдающиеся результаты, стал своего рода – мемом ММА, после недавней истории с проваленным допинг-тестом и пристрастием к наркотикам. Тем не менее, Джонс, без сомнений, остается одной из самых масштабных персон в этом спорте.

(или просто Хабиб) – главная надежда российского ММА из Дагестана. Непобежденный легковес, который уже год не может добиться боя за титул чемпиона. Кое-кто даже подозревает в этом заговор Иллюминатов. Базовый борец, водит тонированную ладу Приору.

С пиаром у Хабиба отношения пока складываются не очень ровные. Хорошие, годные интервью, чередуются с нелепыми заявлениями в Твиттере и «чисто пацанскими» фотографиями в Инстаграме. Тем не менее, именно у Хабиба Нурмагомедова сейчас больше всего шансов стать первым российским чемпионом в UFC.

ОРГАНИЗАЦИИ

UFC (Utimate Fighting Championship, звучит как «ю эф си») – название обычно не переводят, но если очень хочется, то – Абсолютный Бойцовский Чемпионат. Главная и самая мощная организация ММА на сегодняшний день. Невозбранно управляется Дэйной Уайтом (см. выше), который вертит бойцами так, как хочет. Тем не менее, именно туда мечтают попасть 99% российских бойцов ММА, за исключением Сергея Харитонова. Ему такие мелочи не интересны.

Bellator (Беллатор) – организация ММА №2 в мире. Именно там был чемпионом Александр Шлеменко до того, как проиграл титул Брендону Хэлси в прошлом году. До сих пор доподлинно неизвестно, на какой именно слог нужно делать ударение в слове «Беллатор». Так что делайте, на какой хотите. Пытаясь конкурировать с UFC, Bellator подписал к себе грозу YouTube, Кимбо Слайса , с помощью которого они собираются захватить рынок ММА в 2015 году. [Закадровый смех]

М-1 (М-1 Global, школ. «Эмодин») – главная российская организация ММА, в которой когда-то выступал и Федор. Подростками часто перепутывается вид спорта – ММА и название организации М-1. Несмотря на сарказм многих фанатов, замешанный на скрытом антисемитизме к Президенту организации Вадиму Финкельштейну, М-1 остается флагманом российского ММА. В последнее время в организации появилось несколько очень перспективных чемпионов – Марчин Тыбура, Штефан Пютц, а девушки с табличками (октагон-герлс) у них просто загляденье.

БОЙ

Раунд – один раунд в бою по правилам ММА длится 5 минут. Это вам не унылый бокс с его трехминутками, и не кикбоксинг. Но если вы думаете, что 5 минут – это слишком много, то знайте, что первые бои ММА часто длились по полчаса, а то и вообще без ограничений по времени. Чемпионские бои и главные бои вечера в UFC длятся не три, а целых пять раундов по пять минут.

Взвешивание (Weigh-in, школ. «Вешалка») – процедура определения веса бойцов, которая проходит за 1 сутки до боя. Обычно это делается для того, чтобы бойцы могли уложиться в лимиты выбранной ими весовой категории. Используется для узаконенного обмана системы под названием «сгонка веса». Например, Хабиб Нурмагомедов, который выступает в весовой категории до 70кг., сгоняет вес с 85кг. А вы все еще не знаете, как похудеть?

К моменту взвешивания бойцы обычно подходят в истощенном и обезвоженном состоянии, а сразу после процедуры, начинают отъедаться и главное – отпиваться. Разумеется, водой, глюкозой, регидроном и протеиновыми коктейлями. Никакого алкоголя. Процедура сгонки позволяет крупному бойцу уложиться в лимиты более легкого веса и получить, таким образом, преимущество перед своими соперниками в бою. Против сгонки долгое время выступает тот самый Джо Роган , который убивает медведей стрелами.

Дуэль взглядов (Staredown, школ. «Стердаун») – момент, когда двое бойцов смотрят друг другу в глаза и молчат. Используется для подогрева ситуации перед боем. Иногда случаются инциденты, но обычно бойцы смотрят друг на друга так часто, что дуэль уже не кажется им каким-то напряженным моментом.

Перевод в партер (Takedown, Тейкдаун) – один из приемов ММА, позволяющий перевести бой из стойки (где бойцы обычно обмениваются ударами) – в партер (на настил клетки), чтобы продолжить бой в борьбе или разменах ударами с находящимся внизу противником. Существует 9000+ техник перевода в партер, но одна из самых известных – это тейкдаун с захватом обеих ног. Наиболее красивые тейкдауны смотрятся очень эффектно. Не менее эффектно, чем нокауты.

Нокаут (Knock out, KO, KTFO) – последствие от удара, которое приводит к тому, что соперник оказывается в частично или полностью бессознательном состоянии. Существует предварительная версия нокаута под названием «нокдаун» – это когда соперник упал, но не вырублен. В отличие от бокса, в ММА никто не останавливает бой, когда соперник оказывается в нокдауне. Только, когда в нокауте. К чему эти остановки, отсчеты до 10-ти и трата времени? Пожалуй, нокауты в ММА – это одно из самых зрелищных явлений, которое только может быть в этом спорте.

Несмотря на внешнюю брутальность, в целом уровень смертельных случаев в смешанных единоборствах в несколько сотен раз ниже, чем в боксе. Да, травм много, но благодаря разнообразной технике ММА, мишенью для ударов тут не является исключительно голова соперника. В ММА вы можете провести прием, ударить ногой в корпус, сделать бросок. В боксе основной акцент делается на удары в голову. Именно поэтому за ММА, в отличие от бокса. пока не тянется кровавый след из покалеченных и парализованных бойцов .

Болевой/удушающий прием и победа с его помощью (Submission, сдача противника, школ. «Самбмишен») – то же, что и нокаут, только когда не бьют, а делают больно или душат. Бывают тысячи разновидностей приемов, которые приводят к сдаче. Среди наиболее известных – удушение «треугольником», рычаг локтя, «кимура», ущемление ахиллова сухожилися, удушение гильотиной, удушение из-за спины.

Самые известные мастера болевых и удушающих приемов – это представители школы бразильского джиу-джитсу – Фрэнк Мир, Фабрисио Вердум, Антонио Родриго Ногейра. Правда, в последнее время все больше красивых приемов демонстрируют не только представители этого вида, но и многие другие бойцы. ММА эволюционирует, и сейчас даже базовый кикбоксер в этом спорте может провести красивый прием.

(Octagon-girl) – девушки, которые выносят таблички с номерами раундов. Пожалуй, это самая приятная часть в ММА. Октагон-герлс являются не просто символами этого спорта, но и объектами поклонения со стороны миллионов фанатов ММА. Девушки, которые, как правило, ведут параллельную карьеру фото-моделей, присутствуют на всех ключевых мероприятиях своих организаций, участвуют в шоу и телепередачах.

Наиболее известные октагон-герлс – Арианни Селести, Люсиана Андраде , Бритни Палмер, становятся «лицами» своего бренда. По красоте и эффектности октагон-герл, фанаты часто судят по всей организации в целом. Можно критиковать это или считать сексизмом, но таков уж наш спорт – настоящие мужчины любят бои, красивых девушек и зрелищное шоу.

Можно – все сразу!

Присоединяйтесь к нам, любите ММА. Это самый красивый в мире спорт!