На каких лыжах бегает шипулин. Тридцать километров в день - без выходных. Кто и как готовит лыжи биатлонной сборной? Что важнее – подобрать лыжи или смазку

Александр Воронин во время новогодних каникул дал несколько советов любителям о том, как правильно подготовить лыжи к прогулкам. Также в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину специалист рассказал о том, сколько пар биатлонисты используют за сезон, почему спортсмены зачастую бегут на одних лыжах, а на подиум поднимаются с другими, и насколько справедливо будет сравнить подготовку лыж для биатлониста и подготовку болида "Формулы 1".

Александр Иванович, не секрет, что подготовка лыж для спортсменов - момент важный, сложный, процесс этот - кропотливый. Насколько, условно говоря, можно сравнить это с подготовкой гоночного болида для автогонщика?

Конечно, направления абсолютно разные (улыбается). Хотя и лыжи для биатлониста, и болид для пилота - средство передвижения. И там, и там - это рабочий инструмент. Как болид "Формулы 1", так и лыжи готовит целая группа людей, пусть в автогонках она и гораздо больше. Но и у нас задача сложная. Подбор и обработка самих лыж, подбор парафинов и порошков, выбор шлифтов, выбор ручных структур. Но главное это подготовка гоночной пары к старту. Подобрать смазку это не значит, что лыжи обязательно хорошо поедут. Главное - правильно положить и грамотно снять и довести лыжи "до ума". Это очень тонкий процесс.

- Подготовка одной пары для профессионала - дороге удовольствие?

Недешевое точно. Но дороже всего руки, которые это делают. Классный сервисмен не один год должен проработать с лыжами, чтобы стать квалифицированным мастером. Как правило, это бывшие спортсмены, которые хорошо чувствуют и знают лыжи. Два разных сервисмена, работая с одинаковыми материалами, могут сделать так, что лыжи абсолютно по-разному будут ехать. Чуть передавил, пережал, где-то не так зашлифовал, и все.

Можно ли сказать, что как только начинается гонка, вся сервис-бригада мыслями тоже на трассе вместе со спортсменами?

За гонкой следим, конечно. Переживаем ли? Естественно. Сравниваем, как работают лыжи у наших и других спортсменов. Лыжи сделаны, спортсмен бежит, изменить уже ничего нельзя. После финиша в кабине, анализируем саму гонку и качество смазки.

- Насколько велико было давление на сервис во время Олимпиады в Сочи?

Знаете, когда большие соревнования, то и ответственность всегда соответствующая. Я был на многих Олимпиадах…

- Но здесь была домашняя…

Все равно, ответственность есть везде. На всех Олимпийских играх ты представляешь свою страну. Сочи… Конечно, значение этих игр сложно переоценить, но на всех стартах мы работаем с полной самоотдачей. С давлением, хотя, пожалуй, соглашусь.

Прошел почти год со времени Игр в Сочи. Как сейчас оцениваете свою работу на играх? Сработали идеально или могли лучше?

Не хочу нас расхваливать, но точно сработали не хуже остальных сервис-бригад из других стран. Например, помните индивидуальную гонку (Евгения) Гараничева, где он взял бронзу? Он бежал при мокром падающем снеге, под первым стартовым номером, а лыжи у него работали практически идеально. Была ли эта гонка самой сложной для нас? Я бы так не стал говорить. Там все гонки были непростые. Дожди, туманы…

Насколько непросто выдерживать конкуренцию среди сервис-бригад? И вообще, есть ли страна, которая выделяется в этом плане? Скажем, норвежцы?

Конечно, непросто. Вот те же норвежцы. У них есть преимущество, поскольку они еще и являются производителями хороших лыж и смазок, австрийцы- лидеры в производстве самих лыж. Некоторые смазки доходят до нас чуть позже. Вот, получилось у них что-то хорошее, они год-два могут это использовать только для себя, пока не придумают что-то новое. Так же и лучшие лыжи, конечно, оставят своим. А в остальном сложно кого-то выделить.

- Не обидно, что мы ничего не производим?

Если вы про материалы, то производим. Но качество оставляет желать лучшего. Лыжи… Мы отстаем в этом плане катастрофически. Даже на детских соревнованиях все бегут на лыжах иностранных производителей.

Если нет возможности подготовить лыжи дома или вы не уверены, что сможете справиться, то отдайте лыжи в сервис. Сервисных центров при местах катания сейчас достаточно. На хорошо подготовленных лыжах вы получите намного больше удовольствия и пользы от лыжных прогулок.

Если решились подготовить лыжи сами, то сейчас есть много доступной литературы. Не ленитесь изучать. Не стоит покупать очень дорогие материалы. Оставьте это профессионалам. Сейчас в магазинах достаточно универсальных мазей и парафинов, у которых широкий температурный диапазон. Любителям нет смысла использовать безумно дорогие парафины.

Сразу после катания необходимо очистить лыжи от снега. Да, сейчас все производители даже в туристических лыжах используют пластик, который менее капризен, но делать это все равно нужно.

В целом, многое зависит от физической готовности человека. Можно идеально подготовить лыжи, но бежать будет все равно тяжело. Это все достигается с практикой. Не старайтесь с первой же прогулки ставить рекорды. Катайтесь как можно чаще и получайте от этого удовольствие! И не забывайте одеваться по погоде!

После масс-старта в любимом Антхольце (9-е место) лучший биатлонист России пожаловался на лыжи: «Сильно подвел инвентарь. С первого круга понял, что лыжи придется толкать, пихать. Скольжение было тяжелое. Лыжи у меня ехали хуже, чем у соперников».

Это не первая претензия Шипулина к сервису в этом сезоне. В программе «Биатлон с » он признался: лучшие результаты были показаны на лыжах, которые сохранились с 2011 года. Свежие пока не едут – и это, конечно, проблема.

Насколько серьезная? Сколько секунд теряет Шипулин? В деталях и тонкостях нам помогает разобраться трехкратный чемпион мира, призер Олимпиады, экс-тренер сборной России Павел РОСТОВЦЕВ:

– За сезон топ-спортсмен проводит плюс-минус 30 гонок (личные и эстафеты). Для нашей команды большинство из них – нормальные с точки зрения сервиса, когда лыжи работают примерно как у конкурентов. Если набирается 5 гонок, когда у наших биатлонистов ракеты (то есть, лыжи лучше, чем у конкурентов), – то это великолепный результат. Откровенных залетов – тоже 3-5 за сезон.

Масс-старт в Антхольце был очень похож на залет.

Представим, что поверхность трассы и поверхность лыжи абсолютно гладкие, как стекло. Между лыжей и снегом при любой температуре образуется водяная микропленка. Что будет, если между двумя стеклами окажется капля воды? Стекла присосутся друг к другу. Так и с лыжами: отрывать их будет сложно – соответственно, и скольжение будет плохим.

Эту пленку разрывают нанесением на лыжу определенного рисунка – так называют и штайншлифт, и ручные насадки.

Для хорошей работы лыж при падающем снеге нужен свежий штайншлифт. Из-под шлифовального камня выходят лыжи с микронасечками: если рисунок нанесен только что, края будут острыми – именно это важно для свежего снега. Потом скользящую поверхность парафинят, пусть даже пластмассовым скребком, и края постепенно затупляются. В моем понимании лыжи, пять раз подвергшиеся такой процедуре, на свежем снегу едут хуже самых новых.

Были у нашей команды новые шлифты или нет – не знаю. Но Антон отставал и потом посетовал на лыжи. В преследовании с той же проблемой столкнулся Фуркад – его ход был невнятным: с движениями все в порядке, но лыжи не ехали.

Эти рисунки – общие для всех?

Производители предоставляют клиентам «пакеты»: у Fischer свой набор, у Madshus – свой, у Rossignol – свой. И конечно, они отличаются. Производители работают замечательно, но любой команде лучше иметь эксклюзив. Это внутренний поиск, и никто не будет делиться секретами.

В прошлом сезоне после эстафеты в Поклюке был характерный момент. Шведов сняли с трассы за то, что один из участников не замаркировал лыжи. Халатность – это ладно, главное в другом: швед сожалел, что его очень хорошие лыжи забрали – и теперь соперники могут увидеть структуру. Это реально тайны, которые все хранят.

Когда спортсмен финиширует, его гоночные лыжи сразу забирает сервис – в том числе чтобы они не мелькали перед соперниками. Помню, Света Слепцова в 2011-м хорошо пробежала преследование в Эстерсунде, потом болельщики помогли ей донести лыжи. Пихлер очень возмущался: ну как так, непонятно кому отдала боевую пару, которая показала лучший ход? Естественно, он сделал ей замечание.

У России есть мощный эксклюзив?

В предыдущий олимпийский цикл, когда я работал тренером, не было. Как сейчас – не знаю. Хотя направлений всегда много.

1) Пластик . Знаю, что ведущие сборные работали над своим пластиком и везли его производителю лыж, чтобы уже он наклеил скользящую поверхность.

2) Программа шлифтов . У каждой топ-команды есть эксклюзивные шлифты. Причем многие подтягиваются: шведы работали над шлифтами для определенной погоды и подобрали вариант, точно занимались американцы – у них стояла машина в Рупольдинге. Я не знаю специфику, но на это уходят годы.

Оборудование стоит до 200 тысяч евро, плюс должны быть специальные камни.

3) Парафины и их миксы . На одном этапе (кажется, в Хохфильцене) у нас были классные лыжи. Понятно, что сервис сохранил секрет, чтобы не было утечки, но сообщил нам: использовали порошок 8-летней давности, попалась удачная серия. У нас тогда осталось 5-6 банок в запасе – хотя выпуск на тот момент уже прекратился.

Я не думаю, что условные норвежцы пользуются только теми парафинами, которые есть в свободной продаже. Наверняка оставили варианты только для себя.

Что важнее – подобрать лыжи или смазку?

По опыту, правильный подбор лыж – 70% успеха. Парафины, мази, порошки – 30%.

Если мы слышим, что спортсмену не могут найти оптимальную пару лыж, что это означает? Ровно с этой же смазкой, с этим же вариантом парафинов и порошков у кого-то в сборной лыжи едут здорово, а у тебя – совсем не ракеты.

На Олимпиаде в Сочи команда бегала на шлифтах, которые произвел Fischer. Такие точно есть у всех, поэтому говорить о полученном преимуществе не стоит. Эксклюзивного материала по шлифтам у России на моей памяти не было.

У немцев и норвежцев, например, свои шлифты.

Какова разница в спринте между ракетами и средними лыжами?

7-10 секунд на круге. То есть у самого себя можно выиграть около штрафного круга только за счет лыж. И это я еще не говорю про залет – сравниваю идеальные лыжи с просто хорошими. К вопросу о роли сервиса в современном биатлоне.

Я убежден, что это высокотехнологичный процесс и здесь у нас огромный резерв. Лет 15 назад в сборной России сервис только-только зарождался. А 20 лет назад лыжи вообще готовили тренеры – Хованцев с Польховским с утра стояли у станка. У других команд уже тогда работали сервис-группы.

Как сервис должен взаимодействовать с тренерами?

Думаю, сервис должен быть подотчетен тренеру. Не погружаться в нюансы – настоящий профессионал все равно не выдаст секреты – но хотя бы давать картину.

Тренер должен многое знать. Какие хорошие пары у каждого спортсмена остались с прошлых лет? Что планируется получить от фирмы? Когда? Когда будет проведены тесты? Когда ждать решения по ним? Какие шлифты на них планируются? Много-много данных. Тренер должен понимать ситуацию, он же отвечает за результат.

В годы работы Вольфганга работа была поставлена по-другому – сервис был фактически независим. Один пример.

В нашем с Вольфгангом понимании сервис должен был начинать работу к новому сезону в марте-апреле: заказывать, тестировать на глетчерах и в тоннелях, оставлять старые эталонные лыжи для сравнения с новыми. К сентябрю мы ждали полностью готовый материал, чтобы спокойно выходить на снег.

А было так: мы приезжали на сбор в Муонио поздней осенью, и сервис начинал разбираться, чего не хватает спортсменкам, что нужно дозаказать. Это вызывало бурную реакцию у Пихлера: люди чем-то занимались лето и осень, а сейчас выяснилось, что них нет каких-то структур. Диалога у нас не было, мы не понимали друг друга. К сожалению.

Знаю, что Рикко Гросс как минимум в первый-второй сезоны задавал много вопросов сервису. Сумел ли Рикко подчинить их себе или усовершенствовать процесс? Сомневаюсь.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Константин Чалабов

После масс-старта в любимом Антхольце (9-е место) лучший биатлонист России пожаловался на лыжи: «Сильно подвел инвентарь. С первого круга понял, что лыжи придется толкать, пихать. Скольжение было тяжелое. Лыжи у меня ехали хуже, чем у соперников».

Это не первая претензия Шипулина к сервису в этом сезоне. В программе «Биатлон с Дмитрием Губерниевым» он признался: лучшие результаты были показаны на лыжах, которые сохранились с 2011 года. Свежие пока не едут – и это, конечно, проблема.

Насколько серьезная? Сколько секунд теряет Шипулин?

В деталях и тонкостях нам помогает разобраться трехкратный чемпион мира, экс-тренер сборной России Павел РОСТОВЦЕВ:

– За сезон топ-спортсмен проводит плюс-минус 30 гонок (личные и эстафеты). Для нашей команды большинство из них – нормальные с точки зрения сервиса, когда лыжи работают примерно как у конкурентов. Если набирается 5 гонок, когда у наших биатлонистов ракеты (то есть, лыжи лучше, чем у конкурентов), – то это великолепный результат. Откровенных залетов – тоже 3-5 за сезон.

Масс-старт в Антхольце был очень похож на залет.

Представим, что поверхность трассы и поверхность лыжи абсолютно гладкие, как стекло. Между лыжей и снегом при любой температуре образуется водяная микропленка. Что будет, если между двумя стеклами окажется капля воды? Стекла присосутся друг к другу. Так и с лыжами: отрывать их будет сложно – соответственно, и скольжение будет плохим.

Эту пленку разрывают нанесением на лыжу определенного рисунка – так называют и штайншлифт, и ручные насадки.

Для хорошей работы лыж при падающем снеге нужен свежий штайншлифт . Из-под шлифовального камня выходят лыжи с микронасечками: если рисунок нанесен только что, края будут острыми – именно это важно для свежего снега. Потом скользящую поверхность парафинят, пусть даже пластмассовым скребком, и края постепенно затупляются. В моем понимании лыжи, пять раз подвергшиеся такой процедуре, на свежем снегу едут хуже самых новых.

Были у нашей команды новые шлифты или нет – не знаю. Но Антон отставал и потом посетовал на лыжи. В преследовании с той же проблемой столкнулся Фуркад – его ход был невнятным: с движениями все в порядке, но лыжи не ехали.

Эти рисунки – общие для всех?

Производители предоставляют клиентам «пакеты»: у Fischer свой набор, у Madshus – свой, у Rossignol – свой. И конечно, они отличаются. Производители работают замечательно, но любой команде лучше иметь эксклюзив . Это внутренний поиск, и никто не будет делиться секретами.

В прошлом сезоне после эстафеты в Поклюке был характерный момент. Шведов сняли с трассы за то, что один из участников не замаркировал лыжи. Халатность – это ладно, главное в другом: швед , что его очень хорошие лыжи забрали – и теперь соперники могут увидеть структуру. Это реально тайны, которые все хранят.

Когда спортсмен финиширует, его гоночные лыжи сразу забирает сервис – в том числе чтобы они не мелькали перед соперниками. Помню, Света Слепцова в 2011-м хорошо пробежала преследование в Эстерсунде, потом болельщики помогли ей донести лыжи. Пихлер очень возмущался: ну как так, непонятно кому отдала боевую пару, которая показала лучший ход? Естественно, он сделал ей замечание.

У России есть мощный эксклюзив?

В предыдущий олимпийский цикл, когда я работал тренером, не было. Как сейчас – не знаю. Хотя направлений всегда много.

1) Пластик . Знаю, что ведущие сборные работали над своим пластиком и везли его производителю лыж, чтобы уже он наклеил скользящую поверхность.

2) Программа шлифтов . У каждой топ-команды есть эксклюзивные шлифты. Причем многие подтягиваются: шведы работали над шлифтами для определенной погоды и подобрали вариант, точно занимались американцы – у них стояла машина в Рупольдинге. Я не знаю специфику, но на это уходят годы.

Оборудование стоит до 200 тысяч евро, плюс должны быть специальные камни.

3) Парафины и их миксы . На одном этапе (кажется, в Хохфильцене) у нас были классные лыжи. Понятно, что сервис сохранил секрет, чтобы не было утечки, но сообщил нам: использовали порошок 8-летней давности, попалась удачная серия. У нас тогда осталось 5-6 банок в запасе – хотя выпуск на тот момент уже прекратился.

Я не думаю, что условные норвежцы пользуются только теми парафинами, которые есть в свободной продаже. Наверняка оставили варианты только для себя.

Что важнее – подобрать лыжи или смазку?

По опыту, правильный подбор лыж – 70% успеха. Парафины, мази, порошки – 30% .

Если мы слышим, что спортсмену не могут найти оптимальную пару лыж, что это означает? Ровно с этой же смазкой, с этим же вариантом парафинов и порошков у кого-то в сборной лыжи едут здорово, а у тебя – совсем не ракеты.

На Олимпиаде в Сочи команда бегала на шлифтах, которые произвел Fischer. Такие точно есть у всех, поэтому говорить о полученном преимуществе не стоит. Эксклюзивного материала по шлифтам у России на моей памяти не было.

У немцев и норвежцев, например, свои шлифты.

Какова разница в спринте между ракетами и средними лыжами?

7-10 секунд на круге. То есть у самого себя можно выиграть около штрафного круга только за счет лыж . И это я еще не говорю про залет – сравниваю идеальные лыжи с просто хорошими. К вопросу о роли сервиса в современном биатлоне.

Я убежден, что это высокотехнологичный процесс и здесь у нас огромный резерв. Лет 15 назад в сборной России сервис только-только зарождался. А 20 лет назад лыжи вообще готовили тренеры – Хованцев с Польховским с утра стояли у станка. У других команд уже тогда работали сервис-группы.

Как сервис должен взаимодействовать с тренерами?

Думаю, сервис должен быть подотчетен тренеру. Не погружаться в нюансы – настоящий профессионал все равно не выдаст секреты – но хотя бы давать картину.

Тренер должен многое знать. Какие хорошие пары у каждого спортсмена остались с прошлых лет? Что планируется получить от фирмы? Когда? Когда будет проведены тесты? Когда ждать решения по ним? Какие шлифты на них планируются? Много-много данных. Тренер должен понимать ситуацию, он же отвечает за результат.

В годы работы Вольфганга работа была поставлена по-другому – сервис был фактически независим. Один пример.

В нашем с Вольфгангом понимании сервис должен начинать работу к новому сезону в марте-апреле : заказывать, тестировать на глетчерах и в тоннелях, оставлять старые эталонные лыжи для сравнения с новыми. К сентябрю мы ждали полностью готовый материал, чтобы спокойно выходить на снег.

А было так: мы приезжали на сбор в Муонио поздней осенью, и сервис начинал разбираться, чего не хватает спортсменкам, что нужно дозаказать. Это вызывало бурную реакцию у Пихлера: люди чем-то занимались лето и осень, а сейчас выяснилось, что них нет каких-то структур. Диалога у нас не было, мы не понимали друг друга. К сожалению.

Знаю, что Рикко Гросс как минимум в первый-второй сезоны задавал много вопросов сервису. Сумел ли Рикко подчинить их себе или усовершенствовать процесс? Сомневаюсь.

Фото: РИА Новости /Александр Вильф, Константин Чалабов

Биатлон. Мужская сборная по биатлону готовится к сезону в Ханты-Мансийске 26.10.2017 21:22

Мужская сборная России по биатлону 21 октября отправилась на сбор в Ханты-Мансийск. В составе команды к сезону готовятся Антон Бабиков, Евгений Гараничев, Матвей Елисеев, Александр Логинов, Максим Цветков, Юрий Шопин.

Состав мужской сборной России по биатлону на новый сезон определен

Мужская сборная России в полном составе собралась на сборе в Ханты-Мансийске. И вот уже на одном стрельбище работают Антон Бабиков, Максим Цветков, Евгений Гараничев, Александр Логинов, Матвей Елисеев, Юрий Шопин и Антон Шипулин с Алексеем Волковым.

«Ханты-Мансийск - хороший город, мне здесь нравится, — рассказывает чемпион мира Максим Цветков. — Думаю, это одно из лучших мест, где сейчас можно проводить тренировки. Поэтому могу сказать, что все идет неплохо. Мы тренируемся, готовимся к сезону. Нужно работать над каждым компонентом биатлона. В этом году главный старт - Олимпийские игры. Конечно, хочется попасть в олимпийскую команду. Думаю, если все сложится хорошо, то пройдет так, как мы и планировали с тренером. Сейчас даже о видеороликах не приходится думать. Может быть, в выходной день постараюсь записать какое-нибудь видео для болельщиков из Ханты-Мансийска».

Шипулин и Волков продолжают работу под руководством двух Андреев - Крючкова и Гербулова. Бабиков, Цветков, Гараничев, Логинов, Елисеев, Шопин работают под началом Рикко Гросса, Андрея Падина, Сергея Башкирова и Александра Попова. Также с командой находится врач, массажист, а сервисеры работают над подготовкой лыж.

«Восемь биатлонистов основной сборной работают сейчас в Ханты-Мансийске, — отметил старший тренер мужской сборной Рикко Гросс. — Это место для тренировок мы выбрали всем тренерским штабом. Нам обещали здесь хорошие снежные условия, и организаторы с этой задачей справились - трехкилометровый круг проложен до стрельбища. Условия для подготовки здесь отличные. В Ханты-Мансийске мы будем работать до 8 ноября, а затем команда отправится на сбор в норвежский Бейтоштолен».

В Норвегию основа улетит 13 ноября. А пока все мысли о тренировках в центре зимних видов спорта имени А. В. Филипенко.

«Сейчас мы должны привыкнуть к лыжам после лыжероллеров, — объясняет чемпион мира Антон Бабиков. — Даже стрельба с лыж отличается от той работы, что мы делаем летом на лыжероллерах. Специальной работы сейчас становится все больше. Времени осталось не так много, скоро начнется сезон. Для конца октября снега на трассе в Ханты-Мансийске вполне достаточно. Об этом говорит, что здесь и другие сборные тренируются - команды Казахстана и Беларуси, например. Нас все устраивает. Трасса с каждым днем становится лучше. В России, наверное, только Ханты-Мансийск и Тюмень так рано могут открыть зимние трассы и создать отличные условия для сборов. Мы распределились - девочки поехали в Тюмень, а мальчики - в Ханты-Мансийск. Думаю, что у тренерского штаба здесь все отточено до мелочей для наших тренировок».

Председатель тренерского совета СБР Владимир Барнашов сообщил о том, что состав сборной России будет объявлен за несколько дней до старта Кубка мира.

«Состав будет сформирован на сборе в Бейтостолене, который пройдет с 13 по 24 ноября», - сказал Барнашов. Состав команды на первые три этапа будет формироваться из числа спортсменов, прошедших централизованную подготовку в составе сборной России, и определяться решением тренеров. На эти этапы поедут не более 15 спортсменов (8 мужчин и 7 женщин).

На учебно-тренировочном сборе в норвежском Бейтостолене будут присутствовать все кандидаты в сборную.

Концерн «Калашников» создал модернизированные винтовки БИ-7-4 для сборной России по биатлону

Унаследовав основные преимущества предыдущих моделей, модернизированные винтовки БИ-7-4 для ведущих спортсменов - биатлонистов РФ отличаются улучшенными характеристиками кучности при температуре до -20С, а также повышенной плавностью хода ударно-спускового механизма. Эти доработки позволили сократить время и максимально облегчить процесс перезаряжания оружия, повысив его скорострельность.

«Мы уверены, что переданные винтовки будут использоваться российскими биатлонистами на Кубках и Чемпионатах мира уже с нового соревновательного сезона 2016-2017 года, - отметил руководитель спортивных проектов Концерна «Калашников» Иван Черезов. - Совместно с Союзом биатлонистов России мы ведём комплексную работу по модернизации и разработке новых моделей биатлонных винтовок, чтобы обеспечить наших спортсменов лучшими винтовками к Олимпиаде-2018 в южнокорейском Пхенчхане».

На каких лыжах бегают российские биатлонисты

Секретами подготовки лыж к гонкам делится руководитель сервис-бригады сборной России по биатлону Александр Воронин

У каждого спортсмена порядка сорока пар гоночных лыж на разные погодные условия: температура воздуха, температура снега, структура снега, влажность снега и воздуха. Плюс несколько тренировочных пар. Все это находится в специальной сервисной машине, которая оборудована всем необходимым для обработки и подготовки лыж к соревнованиям и тренировкам, у каждого свой рабочий стол с индивидуальным освещением и вентиляцией, с большим количеством инструментов, щеток и другого рабочего материала. Сразу после окончания очередного этапа, сервисная машина переезжает к новому месту проведения соревнований с лыжами и всем оборудованием.

Большинство наших биатлонистов бегают на австрийских лыжах. Не то чтобы они по определению лучше, но у них больший процент "попадания" в хорошие. Например, по результатам тестов из ста пар, у норвежцев можно выбрать 17 или 20, а у австрийцев эта цифра может доходить до 70. Постоянно идет работа. Меняют не только дизайн, но и конструкцию лыжи, а так же скользящие свойства пластика. На фабриках очень много засекреченных технологий, постоянно придумывается что-то новое.

Перед самой гонкой берется 10-12 пар и за полтора часа до ее начала происходит откатка лыж. Спортсмен приезжает позже, где-то за час вместе с сервисменом откатывают 3-4 лучших пары. Здесь уже в процесс выбора включается сам спортсмен. Иногда есть пара, которая явно лучше, а бывает, что две или три — примерно одинаковые. В результате отбирается лучшая пара, она готовится уже непосредственно к гонке. В это же время тестируется порошки, парафины, структуры на специальных тестовых лыжах.

Отечественные лыжи… Наша промышленность отстает в этом плане катастрофически. Даже на детских соревнованиях все бегут на лыжах иностранных производителей.

Лидерами являются норвежцы и австрийцы. У них есть преимущество, поскольку они еще и являются производителями хороших лыж и смазок, австрийцы— лидеры в производстве самих лыж. Некоторые смазки доходят до нас чуть позже. Вот, получилось у них что-то хорошее, они год-два могут это использовать только для себя, пока не придумают что-то новое. Так же и лучшие лыжи, конечно, оставят своим. А в остальном сложно кого-то выделить.