Древние символы. Животные (черный конь, кот). Символы животных. Талисман в фен шуй лошадь Что означает лошадь как символ

Лошадь (конь) — олицетворение мощи и жизненной силы. Лошадь — динамичный символ бурлящих жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном галопе с развевающейся гривой, — олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине — символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и гривой — эмблема траура по безвременно скончавшемуся седоку.

Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Белая лошадь — замечательный символ жизни, дневного света, духовного просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь — олицетворение бушующего пламени («конь — огонь»); а черная (вороная) — зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой смерти.

В мифологии и героическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат легендарным героям, помогая им свершать удивительные подвиги.

В мифологии древних народов можно легко обнаружить следы и приметить гордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из греческой мифологии, рожденный от связи Посейдона и Деметры, умел говорить по-человечески. В горной Аркадии Арейона почитали как бога, а в городе Тельпуса чеканили монеты с его изображением.

В скандинавской мифологии быстрый как ветер, восьминогий конь верховного бога Одина, являлся романтическим олицетворением восьми ветров.

В образе прекрасного коня предстает в литовской мифологии Усиньш — божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, когда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно перевоплощается в лучшего из коней.

Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской мифологии, — духовные символы солнечной энергии.

Самый известный крылатый конь из греческих мифов, белоснежный Пегас, появился на свет из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. Взлетая на Олимп, он доставлял Зевсу громы и молнии. На горе муз, Геликоне, Пегас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чего сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой поэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пегас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз. С помощью того же Пегаса великий греческий герой Беллеро-фонт одолел грозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную огнедышащую Химеру.

Могучий конь легендарного иранского витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал врагам головы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из русского фольклора, Сивка-Бурка и Конек-Горбунок, помогали своим героям не только делом, но и мудрым советом.

В религии, отцы церкви приписывали коню высокомерие и похоть (он жадно ржет, когда видит женщину). Одновременно он выступает в качестве символа победы (например, мученик над миром). В религии из божественных коней при желании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно выделяются несколько колоритных фигур. Наиболее грозным выглядит ассирийский бог Анаме-лех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным — индейский лошадиный бог Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой конь жестокого испанского конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики.

Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежного красавца, содержавшегося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях.

Сам процесс гадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноги, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой — соответственно, наоборот.

Монголо-татарское войско в походе всегда сопровождал священный белый конь, рысивший налегке, но никому и в голову не могло прийти оседлать его, ибо монголы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный бог Сульде, дарующий им победу за победой.

В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда. В индуизме — последним воплощением Вишну, а в буддизме — эмблемой самого Будды, якобы покинувшего этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой религии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Богослова Конь Бледный выглядит как зловещая аллегория Смерти.

В белой магии многих языческих народов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как могущественный природный оберег, способный отгонять злых духов.

Символика лошади в Восточной Европе, Западноевропейской или в Центральной Азии

В Восточной Европе или в Центральной Азии приручение лошади произошло лишь через тысячелетия, когда кочевые народы стали беспокоить оседлых поселенцев на берегу Средиземного моря (Кентавры). Первоначально таинственный зверь часто связывался с царством мертвых и приносился в жертву умершим, но позднее из-за своей быстроты и прыгучести возвысился до символа солнца или животного в упряжке солнечной колесницы.

Часто символическое содержание оставалось двояким, с одной стороны, сияющая белая лошадь, а с другой — скакуны «апокалиптических всадников».

Наука о символах, ориентированная на психологию, видит в лошади благородное и умное существо, становящееся при определенных ситуациях пугливым.

В российской геральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В гербе столицы России изображен св. Георгий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Долгоруким.

В гербе губернского города Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в гербе Кологрива серебряная голова коня с густой гривой является лишенной символики «говорящей» эмблемой.

Весьма разнообразны и геральдические эмблемы российских дворян: в гербовом поле Скорняковых присутствует лишь половина серебряного коня; в гербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в гербе Головиных красуется серебряный кентавр

Лошадь – одно из первых приручённых человеком животных, которое издавна играло существенно-важную роль в жизни людей, будучи верным спутником на охоте, в походах и боях, что не могло не отразиться в мифологии различных народов, где этому животному всегда уделялось немало внимания.

Лошадь – одно из наиболее часто встречающихся животных в мифах различных народов, которое наделяли сверхъестественными силами. Как это ни парадоксально, но в многочисленных мифах она издавна фигурировала как животное, ассоциирующееся с довольно противоречивыми понятиями, в частности, одновременно была символом жизни и смерти.

В древности люди верили, что и Солнце, и Месяц выезжают на небо на колеснице, запряжённой лошадьми. Солнце, как подобие золота, представляли на золотой колеснице, запряжённой златогривыми лошадьми, а Месяц – на колеснице с серебристыми лошадьми. Поскольку Солнце считалось символом жизни, а Месяц ассоциировался с тёмным временем суток и смертью, то, соответственно, лошади придавали символику и жизни, и смерти, ведь это животное, согласно мифологическим воззрениям, одновременно служило двум великим божествам.

С приходом христианства все эти мифы нашли своё отражение и в библейских сказаниях. Стоит лишь вспомнить о несущих погибель всему живому всадниках Апокалипсиса и абсолютно противоречащих смертельной символике светлых ангелах на белоснежных лошадях, ассоциирующихся с чистотой души.

Но белый конь ассоциировался со светлыми силами не только в христианстве, а и во многих иных религиозных и мифологических представлениях. Так, согласно буддийским притчам, Будда покидает свой дом и отправляется в путешествие по миру именно на белом коне, а древнегреческий бог солнца Феб пролетает по небу на колеснице с белыми лошадьми. В противоположность белому, чёрного коня отождествляли с хаосом и смертью.

Многочисленные образы крылатых коней из мифологических представлений различных народов мира также не случайны. Наделение земного животного сказочными крыльями подчёркивало принадлежность лошади к культу солнца и служило символикой духовности. К примеру, в китайской мифологии, в которой лошадь всегда считалась добрым предзнаменованием и ассоциировалась с небом, огнём, скоростью и упорством, крылатый конь является носителем Книги Закона. В целом, в различных культурах, крылатый конь символизировал непорочность, светлые силы и жизнь, и им обычно могли управлять лишь святые и герои. Во многих сказках конь – волшебное животное, помогающее главному герою добраться в несусветные дали и вместе со своим всадником вступающее в борьбу с воплощением сил зла. Поэтому не удивительно, что лошадь также издавна ассоциировалась с такими качествами, как мудрость, смелость, благородство и быстрота мысли. Помимо того, кони издавна служили символом вечного бега времени и постоянных перемен, поэтому часто отождествлялись с ветром и изменчивыми морскими волнами.

Лошадь издавна считалась и символом власти. Так, согласно скандинавским мифам, на обладавшем 8 ногами (что символизировало восемь ветров) коне Слейпнире ездил верховный бог Один, а облака считались лошадьми небесных воительниц – валькирий. Римляне же приносили коня в жертву богу войны Марсу, поскольку лошади были верными спутниками воинов.

С давних пор лошадь была объектом многочисленных магических ритуалов и во многих культурах считалась священным животным (у многих народов существовал запрет на употребление в пищу конины). Древние греки ежегодно приносили в дар богу Солнца колесницу, запряжённую лошадьми, которую топили в море, а в Древнем Риме ежегодно в октябре устраивали гонки на лошадях, получившие наименование «октябрьского коня».

Жертвенные ритуалы, связанные с лошадьми были распространены во многих культурах, поскольку этих животных часто связывали с переходом между различными мирами.

У многих народов именно конь был жертвенным животным на похоронах и наравне с собакой считался проводником человека на тот свет. Связанные с переходом между мирами лошади часто использовались во многих ритуалах «переходов» (становление подростка юношей, замужество, свадьба, похороны). К примеру, инициация княжича на Руси сопровождалась седланием юношей коня, что сохранилось в традициях казаков, а свадебных ритуалах непременным традиционным атрибутом перехода к новой жизни являлась повозка, запряжённая лошадьми (именно они-то и везли молодожёнов к новой жизни – семейной).

Помимо самой лошади, магическими свойствами наделялись и части её тела. К примеру, мощным оберегом от порчи и заговоров считалась как конская голова, так и конские черепа, а покупая лошадь, непременно старались приобрести уздечку у прежнего хозяина, веря, что иначе лошадь вернётся в прежний дом.

Православные рассказы. Рассказ о купце и его лошади

Конь - символ жизненной животной силы, красоты, грациозности, мощи и завораживающего гармоничного движения. Символ верности и в то же время неукротимой свободы, бесстрашия, воинской доблести и славы.
Конь - посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Белый конь символ восходящего солнца

Белый конь - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые кони считались посланниками тепла и солнечного света, всякого блага. Славяне верили, что солнечный диск несет по небесному своду колесница, влекомая тремя конями. Утренняя Заря (Денница) ведет по узды сияющих белых коней (рассветные облака), отгоняя всех вредоносных созданий огненными стрелами (лучами восходящего солнца). В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость и неумеренный аппетит лошадей.

Звезды и созвездия тоже сравнивали с конями, а Млечный Путь с молоком небесной кобылицы. Примечательна связь коней с росой - целебной водой с сильными магическими свойствами. С появлением Солнца роса исчезает, ее выпивают небесные кони.

Всадник на белом коне как символ

На русских иконах белый конь изображался как верный друг змееборца. Именно такого коня можно увидеть на геральдике Москвы (столицы России). Изображение всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного змия — считается покровителем Москвы.

Не случайной является масть коня. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях белый цвет коня есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей, в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне», а в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Белый конь как символ

Имеет двойственное значение. Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила - боевые кони океанических богов. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь,так и смерть.

Лошадь символизирует также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой, магическими силами обожествления и символизирует ветер и морские волны. Появляется в изображениях богов плодородия и Ванира. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллической. Если всадник - Дикий Охотник и Эрл-Король, она означает смерть.

Крылатый конь - это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, непорочность, жизнь и свет; им правят герои. В более позднее время конь заменил быка в жертвоприношениях. Оба они олицетворяют богов Неба и плодородия, мужскую силу, а также хтонические силы. Белый конь океана имеет отношение как к принципу воды, так и к принципу огня. Лев , убивающий быка или коня, означает Солнце, иссушающее влагу и туман.

Черный конь - знак похорон. Предвещает смерть и символизирует хаос. Появляется в период двенадцати дней хаоса между старым и новым годом. Жертва октябрьского коня означает смерть смерти.

В буддизме конь - нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь "Туча" является одним из образов Авалокитешвары или Гуань-Иня. Будда покинул дом на белом коне.

В китайском буддизме крылатый конь носит на спине Книгу Закона.

У кельтов конь - атрибут или образ богов-лошадей, таких как Эпона, Великая Лошадь, богиня-кобыла, Мебд из Тара и Мача из Ольстера, защитница лошадей как хтонических божеств и сил смерти.

Конь может также быть солярным символом как знак мужества, плодородия; кроме того, он психопомп и посланник богов.

В китайской мифологии лошадь - Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. Конь - один из семи символических животных Двенадцати Земных Ветвей. Его копыто (не подкова) приносит удачу. Когда космический конь является солярным, его противопоставляют земной корове, но, появившись с драконом, символизирующим Небеса, конь олицетворяет землю. Крылатый конь, несущий на своей спине Книгу Закона, - знак удачи и богатства.

В брачном символизме конь означает скорость и сопровождает жениха, льва сильного, невесту сопровождают цветы. Конь - типичный символ плодородия и мощной власти.

В христианстве конь - это Солнце, смелость, благородство. Позднее, в эпоху Возрождения, он стал символизировать похоть.

В катакомбных изображениях конь означал быстрый бег времени. Четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони - эмблема святого Ипполита. Достойно внимания то, что конь совершенно отсутствует в египетском символизме.

У греков белые кони несут солнечную колесницу Феба и, будучи принципом влажности, связаны с Посейдоном как богом моря, землетрясений и родников. Посейдон может появляться в виде коня. Диоскуры скачут на белых конях. Пегас означает переход от одного уровня к другому, он несет молнию Зевса. Кентавры часто появляются в обрядах, посвященных Дионису.

В индуизме конь - телесный корабль, а всадник - это дух. Кобыла Ману - обожествленная земля. Белый конь Калки является последней инкарнацией или средством передвижения Вишну, когда он появляется в десятый раз, неся мир и спасение миру. Варуна, космический конь, рожден от вод. Гандхарвы, люди-кони, представляют собой комбинацию природной плодовитости и абстрактного мышления, интеллекта и музыки. Конь - страж Юга.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Колесница Мага запряжена четверкой боевых коней, символизирующих четыре элемента и их богов.

В исламе конь - счастье и богатство.

В японской мифологии белая лошадь - средство передвижения либо форма проявления Бато Кваннон, соответствующей индийскому буддийкому Авалокитешваре и китайскому Гуань-иню, богини милости и Великой Матери. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо с фигурой лошади в ее короне. Черная лошадь является атрибутом бога дождя.

В митраизме белые кони несут колесницу Митры как бога Солнца.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней - защитницей, лошадей. Она являлась также погребальным божеством. Диоскуры скачут на белых конях. Конь - атрибут Дианы-охотницы.

В скандинавской и тевтонской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Конь появляется в сопровождении Ванира как бога полей, лесов, Солнца и дождя. Тучи - это боевые кони Валькирий.

В шаманской традиции конь - это психопомп; означает переход из этого мира в другой. Кроме того, он ассоциируется с жертвоприношением и является жертвенным животным в Сибири и на Алтае. Шкура и голова коня имеют ритуальное значение. Шкура, подобно золотому руну, несет символизм жира, а голова содержит жизненный принцип.

В шумеро-семитской мифологии колесница бога Солнца Мардука была запряжена четверкой коней. Конская голова была эмблемой Карфагена. Крылатый конь появляется на ассирийских баральефах и карфагенских монетах.

В даосизме конь - атрибут Чанг Куо, одного из восьми бессмертных даосских гениев.

Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Вы можете приобрести символические изображения коня


Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.

Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.

Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.

В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.

В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.

В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.

Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.

У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.

Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.

Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.

Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).

Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»

Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.