Тридцать километров в день - без выходных. Кто и как готовит лыжи биатлонной сборной? Биатлон. Мужская сборная по биатлону готовится к сезону в Ханты-Мансийске Но здесь была домашняя…
После масс-старта в любимом Антхольце (9-е место) лучший биатлонист России пожаловался на лыжи: «Сильно подвел инвентарь. С первого круга понял, что лыжи придется толкать, пихать. Скольжение было тяжелое. Лыжи у меня ехали хуже, чем у соперников».
Это не первая претензия Шипулина к сервису в этом сезоне. В программе «Биатлон с Дмитрием Губерниевым» он признался: лучшие результаты были показаны на лыжах, которые сохранились с 2011 года. Свежие пока не едут – и это, конечно, проблема.
Насколько серьезная? Сколько секунд теряет Шипулин?
В деталях и тонкостях нам помогает разобраться трехкратный чемпион мира, экс-тренер сборной России Павел РОСТОВЦЕВ:
– За сезон топ-спортсмен проводит плюс-минус 30 гонок (личные и эстафеты). Для нашей команды большинство из них – нормальные с точки зрения сервиса, когда лыжи работают примерно как у конкурентов. Если набирается 5 гонок, когда у наших биатлонистов ракеты (то есть, лыжи лучше, чем у конкурентов), – то это великолепный результат. Откровенных залетов – тоже 3-5 за сезон.
Масс-старт в Антхольце был очень похож на залет.
Представим, что поверхность трассы и поверхность лыжи абсолютно гладкие, как стекло. Между лыжей и снегом при любой температуре образуется водяная микропленка. Что будет, если между двумя стеклами окажется капля воды? Стекла присосутся друг к другу. Так и с лыжами: отрывать их будет сложно – соответственно, и скольжение будет плохим.
Эту пленку разрывают нанесением на лыжу определенного рисунка – так называют и штайншлифт, и ручные насадки.
Для хорошей работы лыж при падающем снеге нужен свежий штайншлифт . Из-под шлифовального камня выходят лыжи с микронасечками: если рисунок нанесен только что, края будут острыми – именно это важно для свежего снега. Потом скользящую поверхность парафинят, пусть даже пластмассовым скребком, и края постепенно затупляются. В моем понимании лыжи, пять раз подвергшиеся такой процедуре, на свежем снегу едут хуже самых новых.
Были у нашей команды новые шлифты или нет – не знаю. Но Антон отставал и потом посетовал на лыжи. В преследовании с той же проблемой столкнулся Фуркад – его ход был невнятным: с движениями все в порядке, но лыжи не ехали.
Эти рисунки – общие для всех?
Производители предоставляют клиентам «пакеты»: у Fischer свой набор, у Madshus – свой, у Rossignol – свой. И конечно, они отличаются. Производители работают замечательно, но любой команде лучше иметь эксклюзив . Это внутренний поиск, и никто не будет делиться секретами.
В прошлом сезоне после эстафеты в Поклюке был характерный момент. Шведов сняли с трассы за то, что один из участников не замаркировал лыжи. Халатность – это ладно, главное в другом: швед , что его очень хорошие лыжи забрали – и теперь соперники могут увидеть структуру. Это реально тайны, которые все хранят.
Когда спортсмен финиширует, его гоночные лыжи сразу забирает сервис – в том числе чтобы они не мелькали перед соперниками. Помню, Света Слепцова в 2011-м хорошо пробежала преследование в Эстерсунде, потом болельщики помогли ей донести лыжи. Пихлер очень возмущался: ну как так, непонятно кому отдала боевую пару, которая показала лучший ход? Естественно, он сделал ей замечание.
У России есть мощный эксклюзив?
В предыдущий олимпийский цикл, когда я работал тренером, не было. Как сейчас – не знаю. Хотя направлений всегда много.
1) Пластик . Знаю, что ведущие сборные работали над своим пластиком и везли его производителю лыж, чтобы уже он наклеил скользящую поверхность.
2) Программа шлифтов . У каждой топ-команды есть эксклюзивные шлифты. Причем многие подтягиваются: шведы работали над шлифтами для определенной погоды и подобрали вариант, точно занимались американцы – у них стояла машина в Рупольдинге. Я не знаю специфику, но на это уходят годы.
Оборудование стоит до 200 тысяч евро, плюс должны быть специальные камни.
3) Парафины и их миксы . На одном этапе (кажется, в Хохфильцене) у нас были классные лыжи. Понятно, что сервис сохранил секрет, чтобы не было утечки, но сообщил нам: использовали порошок 8-летней давности, попалась удачная серия. У нас тогда осталось 5-6 банок в запасе – хотя выпуск на тот момент уже прекратился.
Я не думаю, что условные норвежцы пользуются только теми парафинами, которые есть в свободной продаже. Наверняка оставили варианты только для себя.
Что важнее – подобрать лыжи или смазку?
По опыту, правильный подбор лыж – 70% успеха. Парафины, мази, порошки – 30% .
Если мы слышим, что спортсмену не могут найти оптимальную пару лыж, что это означает? Ровно с этой же смазкой, с этим же вариантом парафинов и порошков у кого-то в сборной лыжи едут здорово, а у тебя – совсем не ракеты.
На Олимпиаде в Сочи команда бегала на шлифтах, которые произвел Fischer. Такие точно есть у всех, поэтому говорить о полученном преимуществе не стоит. Эксклюзивного материала по шлифтам у России на моей памяти не было.
У немцев и норвежцев, например, свои шлифты.
Какова разница в спринте между ракетами и средними лыжами?
7-10 секунд на круге. То есть у самого себя можно выиграть около штрафного круга только за счет лыж . И это я еще не говорю про залет – сравниваю идеальные лыжи с просто хорошими. К вопросу о роли сервиса в современном биатлоне.
Я убежден, что это высокотехнологичный процесс и здесь у нас огромный резерв. Лет 15 назад в сборной России сервис только-только зарождался. А 20 лет назад лыжи вообще готовили тренеры – Хованцев с Польховским с утра стояли у станка. У других команд уже тогда работали сервис-группы.
Как сервис должен взаимодействовать с тренерами?
Думаю, сервис должен быть подотчетен тренеру. Не погружаться в нюансы – настоящий профессионал все равно не выдаст секреты – но хотя бы давать картину.
Тренер должен многое знать. Какие хорошие пары у каждого спортсмена остались с прошлых лет? Что планируется получить от фирмы? Когда? Когда будет проведены тесты? Когда ждать решения по ним? Какие шлифты на них планируются? Много-много данных. Тренер должен понимать ситуацию, он же отвечает за результат.
В годы работы Вольфганга работа была поставлена по-другому – сервис был фактически независим. Один пример.
В нашем с Вольфгангом понимании сервис должен начинать работу к новому сезону в марте-апреле : заказывать, тестировать на глетчерах и в тоннелях, оставлять старые эталонные лыжи для сравнения с новыми. К сентябрю мы ждали полностью готовый материал, чтобы спокойно выходить на снег.
А было так: мы приезжали на сбор в Муонио поздней осенью, и сервис начинал разбираться, чего не хватает спортсменкам, что нужно дозаказать. Это вызывало бурную реакцию у Пихлера: люди чем-то занимались лето и осень, а сейчас выяснилось, что них нет каких-то структур. Диалога у нас не было, мы не понимали друг друга. К сожалению.
Знаю, что Рикко Гросс как минимум в первый-второй сезоны задавал много вопросов сервису. Сумел ли Рикко подчинить их себе или усовершенствовать процесс? Сомневаюсь.
Фото: РИА Новости /Александр Вильф, Константин Чалабов
Александр Воронин во время новогодних каникул дал несколько советов любителям о том, как правильно подготовить лыжи к прогулкам. Также в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Ивану Тугарину специалист рассказал о том, сколько пар биатлонисты используют за сезон, почему спортсмены зачастую бегут на одних лыжах, а на подиум поднимаются с другими, и насколько справедливо будет сравнить подготовку лыж для биатлониста и подготовку болида "Формулы 1".
Александр Иванович, не секрет, что подготовка лыж для спортсменов - момент важный, сложный, процесс этот - кропотливый. Насколько, условно говоря, можно сравнить это с подготовкой гоночного болида для автогонщика?
Конечно, направления абсолютно разные (улыбается). Хотя и лыжи для биатлониста, и болид для пилота - средство передвижения. И там, и там - это рабочий инструмент. Как болид "Формулы 1", так и лыжи готовит целая группа людей, пусть в автогонках она и гораздо больше. Но и у нас задача сложная. Подбор и обработка самих лыж, подбор парафинов и порошков, выбор шлифтов, выбор ручных структур. Но главное это подготовка гоночной пары к старту. Подобрать смазку это не значит, что лыжи обязательно хорошо поедут. Главное - правильно положить и грамотно снять и довести лыжи "до ума". Это очень тонкий процесс.
- Подготовка одной пары для профессионала - дороге удовольствие?
Недешевое точно. Но дороже всего руки, которые это делают. Классный сервисмен не один год должен проработать с лыжами, чтобы стать квалифицированным мастером. Как правило, это бывшие спортсмены, которые хорошо чувствуют и знают лыжи. Два разных сервисмена, работая с одинаковыми материалами, могут сделать так, что лыжи абсолютно по-разному будут ехать. Чуть передавил, пережал, где-то не так зашлифовал, и все.
Можно ли сказать, что как только начинается гонка, вся сервис-бригада мыслями тоже на трассе вместе со спортсменами?
За гонкой следим, конечно. Переживаем ли? Естественно. Сравниваем, как работают лыжи у наших и других спортсменов. Лыжи сделаны, спортсмен бежит, изменить уже ничего нельзя. После финиша в кабине, анализируем саму гонку и качество смазки.
- Насколько велико было давление на сервис во время Олимпиады в Сочи?
Знаете, когда большие соревнования, то и ответственность всегда соответствующая. Я был на многих Олимпиадах…
- Но здесь была домашняя…
Все равно, ответственность есть везде. На всех Олимпийских играх ты представляешь свою страну. Сочи… Конечно, значение этих игр сложно переоценить, но на всех стартах мы работаем с полной самоотдачей. С давлением, хотя, пожалуй, соглашусь.
Прошел почти год со времени Игр в Сочи. Как сейчас оцениваете свою работу на играх? Сработали идеально или могли лучше?
Не хочу нас расхваливать, но точно сработали не хуже остальных сервис-бригад из других стран. Например, помните индивидуальную гонку (Евгения) Гараничева, где он взял бронзу? Он бежал при мокром падающем снеге, под первым стартовым номером, а лыжи у него работали практически идеально. Была ли эта гонка самой сложной для нас? Я бы так не стал говорить. Там все гонки были непростые. Дожди, туманы…
Насколько непросто выдерживать конкуренцию среди сервис-бригад? И вообще, есть ли страна, которая выделяется в этом плане? Скажем, норвежцы?
Конечно, непросто. Вот те же норвежцы. У них есть преимущество, поскольку они еще и являются производителями хороших лыж и смазок, австрийцы- лидеры в производстве самих лыж. Некоторые смазки доходят до нас чуть позже. Вот, получилось у них что-то хорошее, они год-два могут это использовать только для себя, пока не придумают что-то новое. Так же и лучшие лыжи, конечно, оставят своим. А в остальном сложно кого-то выделить.
- Не обидно, что мы ничего не производим?
Если вы про материалы, то производим. Но качество оставляет желать лучшего. Лыжи… Мы отстаем в этом плане катастрофически. Даже на детских соревнованиях все бегут на лыжах иностранных производителей.
Если нет возможности подготовить лыжи дома или вы не уверены, что сможете справиться, то отдайте лыжи в сервис. Сервисных центров при местах катания сейчас достаточно. На хорошо подготовленных лыжах вы получите намного больше удовольствия и пользы от лыжных прогулок.
Если решились подготовить лыжи сами, то сейчас есть много доступной литературы. Не ленитесь изучать. Не стоит покупать очень дорогие материалы. Оставьте это профессионалам. Сейчас в магазинах достаточно универсальных мазей и парафинов, у которых широкий температурный диапазон. Любителям нет смысла использовать безумно дорогие парафины.
Сразу после катания необходимо очистить лыжи от снега. Да, сейчас все производители даже в туристических лыжах используют пластик, который менее капризен, но делать это все равно нужно.
В целом, многое зависит от физической готовности человека. Можно идеально подготовить лыжи, но бежать будет все равно тяжело. Это все достигается с практикой. Не старайтесь с первой же прогулки ставить рекорды. Катайтесь как можно чаще и получайте от этого удовольствие! И не забывайте одеваться по погоде!
После масс-старта в любимом Антхольце (9-е место) лучший биатлонист России пожаловался на лыжи: «Сильно подвел инвентарь. С первого круга понял, что лыжи придется толкать, пихать. Скольжение было тяжелое. Лыжи у меня ехали хуже, чем у соперников».
Это не первая претензия Шипулина к сервису в этом сезоне. В программе «Биатлон с » он признался: лучшие результаты были показаны на лыжах, которые сохранились с 2011 года. Свежие пока не едут – и это, конечно, проблема.
Насколько серьезная? Сколько секунд теряет Шипулин? В деталях и тонкостях нам помогает разобраться трехкратный чемпион мира, призер Олимпиады, экс-тренер сборной России Павел РОСТОВЦЕВ:
– За сезон топ-спортсмен проводит плюс-минус 30 гонок (личные и эстафеты). Для нашей команды большинство из них – нормальные с точки зрения сервиса, когда лыжи работают примерно как у конкурентов. Если набирается 5 гонок, когда у наших биатлонистов ракеты (то есть, лыжи лучше, чем у конкурентов), – то это великолепный результат. Откровенных залетов – тоже 3-5 за сезон.
Масс-старт в Антхольце был очень похож на залет.
Представим, что поверхность трассы и поверхность лыжи абсолютно гладкие, как стекло. Между лыжей и снегом при любой температуре образуется водяная микропленка. Что будет, если между двумя стеклами окажется капля воды? Стекла присосутся друг к другу. Так и с лыжами: отрывать их будет сложно – соответственно, и скольжение будет плохим.
Эту пленку разрывают нанесением на лыжу определенного рисунка – так называют и штайншлифт, и ручные насадки.
Для хорошей работы лыж при падающем снеге нужен свежий штайншлифт. Из-под шлифовального камня выходят лыжи с микронасечками: если рисунок нанесен только что, края будут острыми – именно это важно для свежего снега. Потом скользящую поверхность парафинят, пусть даже пластмассовым скребком, и края постепенно затупляются. В моем понимании лыжи, пять раз подвергшиеся такой процедуре, на свежем снегу едут хуже самых новых.
Были у нашей команды новые шлифты или нет – не знаю. Но Антон отставал и потом посетовал на лыжи. В преследовании с той же проблемой столкнулся Фуркад – его ход был невнятным: с движениями все в порядке, но лыжи не ехали.
Эти рисунки – общие для всех?
Производители предоставляют клиентам «пакеты»: у Fischer свой набор, у Madshus – свой, у Rossignol – свой. И конечно, они отличаются. Производители работают замечательно, но любой команде лучше иметь эксклюзив. Это внутренний поиск, и никто не будет делиться секретами.
В прошлом сезоне после эстафеты в Поклюке был характерный момент. Шведов сняли с трассы за то, что один из участников не замаркировал лыжи. Халатность – это ладно, главное в другом: швед сожалел, что его очень хорошие лыжи забрали – и теперь соперники могут увидеть структуру. Это реально тайны, которые все хранят.
Когда спортсмен финиширует, его гоночные лыжи сразу забирает сервис – в том числе чтобы они не мелькали перед соперниками. Помню, Света Слепцова в 2011-м хорошо пробежала преследование в Эстерсунде, потом болельщики помогли ей донести лыжи. Пихлер очень возмущался: ну как так, непонятно кому отдала боевую пару, которая показала лучший ход? Естественно, он сделал ей замечание.
У России есть мощный эксклюзив?
В предыдущий олимпийский цикл, когда я работал тренером, не было. Как сейчас – не знаю. Хотя направлений всегда много.
1) Пластик . Знаю, что ведущие сборные работали над своим пластиком и везли его производителю лыж, чтобы уже он наклеил скользящую поверхность.
2) Программа шлифтов . У каждой топ-команды есть эксклюзивные шлифты. Причем многие подтягиваются: шведы работали над шлифтами для определенной погоды и подобрали вариант, точно занимались американцы – у них стояла машина в Рупольдинге. Я не знаю специфику, но на это уходят годы.
Оборудование стоит до 200 тысяч евро, плюс должны быть специальные камни.
3) Парафины и их миксы . На одном этапе (кажется, в Хохфильцене) у нас были классные лыжи. Понятно, что сервис сохранил секрет, чтобы не было утечки, но сообщил нам: использовали порошок 8-летней давности, попалась удачная серия. У нас тогда осталось 5-6 банок в запасе – хотя выпуск на тот момент уже прекратился.
Я не думаю, что условные норвежцы пользуются только теми парафинами, которые есть в свободной продаже. Наверняка оставили варианты только для себя.
Что важнее – подобрать лыжи или смазку?
По опыту, правильный подбор лыж – 70% успеха. Парафины, мази, порошки – 30%.
Если мы слышим, что спортсмену не могут найти оптимальную пару лыж, что это означает? Ровно с этой же смазкой, с этим же вариантом парафинов и порошков у кого-то в сборной лыжи едут здорово, а у тебя – совсем не ракеты.
На Олимпиаде в Сочи команда бегала на шлифтах, которые произвел Fischer. Такие точно есть у всех, поэтому говорить о полученном преимуществе не стоит. Эксклюзивного материала по шлифтам у России на моей памяти не было.
У немцев и норвежцев, например, свои шлифты.
Какова разница в спринте между ракетами и средними лыжами?
7-10 секунд на круге. То есть у самого себя можно выиграть около штрафного круга только за счет лыж. И это я еще не говорю про залет – сравниваю идеальные лыжи с просто хорошими. К вопросу о роли сервиса в современном биатлоне.
Я убежден, что это высокотехнологичный процесс и здесь у нас огромный резерв. Лет 15 назад в сборной России сервис только-только зарождался. А 20 лет назад лыжи вообще готовили тренеры – Хованцев с Польховским с утра стояли у станка. У других команд уже тогда работали сервис-группы.
Как сервис должен взаимодействовать с тренерами?
Думаю, сервис должен быть подотчетен тренеру. Не погружаться в нюансы – настоящий профессионал все равно не выдаст секреты – но хотя бы давать картину.
Тренер должен многое знать. Какие хорошие пары у каждого спортсмена остались с прошлых лет? Что планируется получить от фирмы? Когда? Когда будет проведены тесты? Когда ждать решения по ним? Какие шлифты на них планируются? Много-много данных. Тренер должен понимать ситуацию, он же отвечает за результат.
В годы работы Вольфганга работа была поставлена по-другому – сервис был фактически независим. Один пример.
В нашем с Вольфгангом понимании сервис должен был начинать работу к новому сезону в марте-апреле: заказывать, тестировать на глетчерах и в тоннелях, оставлять старые эталонные лыжи для сравнения с новыми. К сентябрю мы ждали полностью готовый материал, чтобы спокойно выходить на снег.
А было так: мы приезжали на сбор в Муонио поздней осенью, и сервис начинал разбираться, чего не хватает спортсменкам, что нужно дозаказать. Это вызывало бурную реакцию у Пихлера: люди чем-то занимались лето и осень, а сейчас выяснилось, что них нет каких-то структур. Диалога у нас не было, мы не понимали друг друга. К сожалению.
Знаю, что Рикко Гросс как минимум в первый-второй сезоны задавал много вопросов сервису. Сумел ли Рикко подчинить их себе или усовершенствовать процесс? Сомневаюсь.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Константин Чалабов