Белорусская полька постановка степановой запись танца. `Основное положение рук в белорусском танце. Экскурс в историю

К ЧИТАТЕЛЮ

Не так уж много времени отделяет этот сборник от его предшественника — «Программы танцевального вечера № 3», а содержание его значительно изменилось. Две трети танцев, помещенных в сборнике (16 из 24),— новые. Шесть новых танцев появились на свет в результате Всероссийского конкурса, организованного Министерством культуры РСФСР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по радиовещанию и телевидению и Союзом композиторов СССР. Это елочка, инфиз, Эльбрус, террикон, москвичка, русские узоры. Конкурс был не только на лучший танец, но и на лучшую музыку к танцу. Два из перечисленных шести танцев получили премии за музыку. Интересны и два танца, пополнивших наш репертуар незадолго до конкурса,— звездочка и каблучки. С большинством других новых танцев вы уже знакомы по предыдущим выпускам «Программы». В настоящем выпуске они представлены, как правило, новыми музыкальными примерами. Не забыты и многие старые танцы.
Появление новых танцев, особенно конкурсных, вызвало большой интерес и сопровождалось широким обменом мнений, а иногда и дискуссиями. Желая облегчить знакомство с новыми танцами, в «Программе танцевального вечера № 4» приведены достаточно подробные описания новых танцев. Разумеется, это издание не может заменить учебник танца и рассчитано лишь на то, чтобы содействовать первому знакомству с танцевальными новинками.

Сейчас трудно предсказать, какая судьба ожидает новые танцы. Все зависит от того, какой танец вам придется больше по вкусу, какой ритм заразит вас желанием танцевать. Может быть, на долю некоторых из них выпадет подлинный успех и у любителей музыки и у любителей танца. Знакомясь с новыми танцами, не отступайте перед первыми трудностями, неизбежными при встрече с новым; разберитесь получше, не спешите с оценкой. Однако нам очень важно знать, что вам понравилось и почему? Напишите нам об этом.
Леонид Школьников

  • I отделение
    • 1. Ю. Саульский. «На отдыхе». Вальс
    • 2. Б. Карамышев. «У реки». Русский лирический
    • 3. М. Кадомцев. Краковяк
    • 4. В. Букин. «Зимние сумерки». Блюз.
    • 5. 3. Компанеец. «На сиреневом бульваре». Москвичка
    • 6. В. Меркулов. «В Лейпциг». Липси
    • 7. Д. Львов-Компанеец. Воронежский
    • 8. Д. Львов-Компанеец. «Золотые пески». Дружба
  • II отделение
    • 9. Л. Лядова, Ай, люли! Слова Б. Брянского
    • 10. А. Флярковский. Звездочка
    • 11. П. Лондонов. Медленный фокстрот.
    • 12. М. Кажлаев. Эльбрус
    • 13. Е. Кузнецов. «Веселый друг». Стукалочка
    • 14. 3. Бинкин. «Приятная встреча». Быстрый фокстрот.
    • 15. О. Агафонов. «Северянка». Ланце. Слова Ю. Леднева
    • 16. Я. Космачев. Каблучки
  • III отделение
    • 17. Н. Чайкин. «Все танцуем!». Пертутти.
    • 18. Б. Киянов. Русские узоры
    • 19. О. Агафонов. «Веселые девушки». Молдавская полька
    • 20. Ю. Гранов. Танго
    • 21. И. Шахов. Инфиз

Восточная Европа - одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество - парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» - второе название этой пляски, которое пошло от основного движения - кружения пар.

«Крыжачок»

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно - «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» - белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений - умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

В положении рук в белорусском народном танце имеются отличительные особенности, причем чрезвычайно разнообразные, но основа положения рук остается классической.

Руки - одно из основных выразительных и разнообразных средств белорусского танца. Положения рук зависят от характера исполняемого танца и помогают раскрыть и усилить его внутреннее художественное содержание, а также ритмическую основу музыкального сопровождения.

В белорусских массовых парных танцах положения рук зависят от предлагаемой композиции танца и от положения танцующей пары.

Особенно своеобразны и ярки движения рук в танцах, отображающих трудовые процессы: «Лянок», «Кроены», «Чобаты», «Касары», «Бульба» и др.

В танцах, изображающих птиц, зверей, домашних животных и подражающих их движениям, руки также являются одним из главных выразительных средств.

В белорусских кадрилях руки имеют определенное положение, которое зависит от исполняемой фигуры и от характера кадрили.

В этом разделе показаны наиболее характерные положения рук в индивидуальных, парных и массовых танцах.

Положение рук девушек и юношей

1-е положение. Обе руки свободно опущены вниз вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу (рис. 4).

2-е положение (в хороводе). Обе руки раскрыты, подняты вперед, чуть ниже плеч и немного разведены в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 5).

3-е положение. Обе руки подняты, раскрыты в стороны, локти свободны, кисти раскрыты ладонями вверх (рис. 6).

4-е положение. Обе руки согнуты в локтях и лежат ладонями на талии (четыре пальца сомкнуты и направлены вперед, большой палец - назад). Локти направлены в стороны и слегка вперед (рис. 7).

5-е положение. Руки скрещены перед грудью, локти от корпуса отведены. Левая рука находится над правой рукой, кисти лежат ладонями на противоположных руках, чуть выше локтя (рис. 8).

6-е положение. Девушка держится двумя руками за юбочку или за фартучек, руки отведены от корпуса, локти свободны и чуть закруглены (рис. 9).

7-е положение. Одна рука положена на талию ладонью внутрь. Второй рукой девушка держится за юбочку, рука отведена от корпуса в сторону (рис. 10).

8-е положение. Правая рука поднята над головой и немного согнута в локте, кисть повернута ладонью вперед. Левая рука положена сбоку на талию ладонью внутрь (рис. 11).

9-е положение (в хороводе). Девушка кладет правую руку, согнутую в локте, на свое левое плечо, локоть опущен вниз (в руке может быть венок или платок). Левую руку свободно опускают вниз, кисть направлена ладонью к корпусу (рис. 12).

10-е положение (в танце «Чарот»). Девушка поднимает обе руки, свободные в локтях, вверх. Кисти направлены ладонями друг к другу. Руки слегка покачиваются, подражая колыханию травы (рис. 13).

11-е положение (в танце «Козачка»). Обе руки согнуты в локтях и прижаты к корпусу, локти опущены вниз. Кисти рук находятся почти на уровне плеч, направлены вперед и опущены вниз, пальцы соединены в неполном кулаке (танцующие кистями рук имитируют копытца) (рис. 14).

12-е положение (в танце «Журавель»). Юноша раскрывает руки в стороны. Помахивает ими, точно крыльями. Поднимая руки вверх, кисти опускает внпз, опуская руки, кисти чуть поднимает вверх (рис. 15).

В белорусском танце чаще всего встречаются четыре позиции ног -первая, вторая, третья и шестая,- для которых, в отличие от позиций ног классического танца, характерно полувыворотное положение.
Также можно, встретить еще две позиции ног: вторую параллельную и четвертую параллельную.
Во всех позициях тяжесть корпуса распределяется равномерно на обе ноги.

Позиции и положения рук

Танцевальные позиции в белорусском танце встречаются в несколько измененном виде.
Исходная позиция
Обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти направлены ладонями к корпусу.
Вторая позиция
Руки подняты в стороны, локти свободны, кисти направлены ладонями вперед и слегка вверх.
В парном танце одна рука часто находится в третьей позиции ладонью вверх, другая свободно опущена или на талии.
Кроме позиций рук в белорусском танце существует множество разнообразных положений.

Положения рук в сольном танце
Обе руки, согнутые в локтях,- на талии ладонями или тыльной стороной кисти, локти направлены в стороны и чуть вперед
Руки скрещены на груди, локти отведены, правая рука сверху Обе руки юношей, согнутые в локтях, лежат сзади на талии тыльной стороной кисти
Одна рука согнута в локте и поднята вверх, локоть чуть отведен от корпуса в сторону и направлен вниз, кисть чуть выше плеча. Другая рука тыльной стороной кисти лежит сбоку на талии.

Основные движения и ходы:
-Простой шаг с ударом стопой
Музыкальный размер 2/4.

Шаг вперед правой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню, 

и Шаг вперед левой ногой, опускаясь с полупальцев на всю ступню,
два Шаг вперед правой ногой, ставя ее с полупальцев на всю ступню,
и Левую ногу приставить к правой ноге по третьей и ударить всей ступней об пол.
- Переменный шаг



Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
раз Шаг вперед правой ногой,
 

и Шаг вперед левой ногой,
два Шаг вперед правой ногой,
 

и Пауза.
Движение повторяется, начиная с левой ноги.
- Приставной шаг

Музыкальный размер 2/4.

 

раз Шаг правой ногой в сторону вправо, 


и Левую ногу приставить к правой в шестую позицию.
Движение можно исполнять и с левой ноги, делая шаг влево.
- Шаг с ударом стопой

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на одну четверть такта.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз и Шаг правой ногой в сторону вправо.
Левую ногу приставить к правой ноге в шестую позицию, с ударом всей стопой об пол.
Движение можно исполнять с левой ноги.
Исполнить то же, что и на «затакт».

- Галоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Скользящий шаг в сторону вправо на низкие полупальцы правой ноги
и Подвести левую ногу к правой вплотную (как бвыбивая правую ногу), ставя ее на низкие полупальцы.
два Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и».
Движение можно исполнять с левой ноги с продвижением влево.
-Скользящий шаг

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
Скользящий шаг вперед правой ногой, слегка сгибая, а затем выпрямляя ее в колене.

- Дробный шаг

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение- шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, ставя ее немного в сторожу вправо и перенося на нее тяжесть корпуса. Ударить всей стопой левой ноги рядом с правой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса.
Топнуть всей стопой левой ноги, ставя ее немного в сторону влево и перенося на нее тяжесть корпуса.
и Ударить всей стопой правой ноги рядом с левой по шестой позиции, не перенося на нее тяжесть корпуса.

- Мелкий бег

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Легкий прыжок вперед на правую ногу, ставя ее на низкие полупальцы

и Легкий прыжок вперед на левую ногу, ставя ее на низкие полупальцы,
 


два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз»,
 



и Вынести левую ногу с вытянутым носком вперед, немного приподняв ее от пола. 



Движение исполняется в быстром темпе.
- Бег с отбрасыванием ноги

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Прыгнуть вперед на низкие полупальцы правой ноги, а левую ногу резко отвести назад под прямым углом.
два Перепрыгнуть вперед на низкие полупальцы левой ноги, а правую ногу резко отвести назад под прямым углом.
- Шаг польки

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья розиция (правая нога впереди).
затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу отделить от пола,
раз Шаг вперед на полупальцы правой ноги, левуюногу отделить от пола,
 

и Переступить на полупальцы левой ноги, поставив
ее рядом с правой ногой, которую чуть отделить от пола.
два Шаг вперед на полупальцы правой ноги,
 

и Подскочить на полупальцах правой ноги, левую ногу отделить от пола. 

Движение исполняется очень легко, на полупальцах, пружиня на каждом шаге.
- Дробная полька

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
затакт Подскочить на левой ноге вперед, правую ногу согнуть в колене и немного приподнять.
раз Дважды ударить всей столой правой ноги об пол, перенося на втором ударе на нее тяжесть корпуса, левую ногу немного приподнять.
и Небольшой шаг вперед левой ногой, с ударом всей стопой, правую ногу чуть приподнять.
два Ударить всей стопой правой ноги, ставя ее в шестую позицию и не перенося на нее тяжесть корпуса.
и Подскочить на правой ноге с продвижением вперед, левую ногу согнуть в колене и немного приподнять.

- Полька-трасуха

Музыкальный размер 2/4.
Исходное положение - шестая позиция ног; руки свободно опущены вдоль корпуса.
затакт Слегка подскочить на левой ноге, правую ногу чуть отделить от пола. Колени не сгибать
Плечи чуть приподнять.
1-й такт Правую ногу с двойным ударом всей ступней опустить на пол рядом с левой.
Левую ногу отделить от пола, колени ног не сгибать.
Плечи опустить, корпус развернуть на 45° вправо, голову повернуть влево,

и Поставить левую ногу на пол рядом с правой, правую чуть отделить от пола, колени не сгибать.
Плечи немного приподнять. Корпус и голова - в прежнем положении,
два Поставить правую ногу на пол рядом с левой, колени слегка согнуть, плечи опустить. Одновременно корпус и голову вернуть в исходное положение.
и Слегка подскочить на правой ноге, левую ногу чуть отделить от пола, колени выпрямить. Плечи чуть приподнять.
2-й такт Повторить движения, исполнявшиеся на 1-й такт, но с левой ноги, корпус развернуть на 45° влево, голову повернуть вправо.
Основным движением «польки-трасухи» является сочетание потряхивания верхней части корпуса (плеч) с технически сложным исполнением пружинистого движения ног.
Движение можно исполнять как в сольном, так и в парном танце, с продвижением и на месте. Руками можно исполнять различные движения или опустить их вдоль корпуса.
- Двойной притоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, перенося на нее тяжесть корпуса.
два Топнуть всей стопой левой ноги, приставив ее рядом с правой в шестую позицию.

- Тройной притоп

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Топнуть всей стопой правой ноги, левую ногу немного отделить от пола,
 

и Топнуть всей стопой левой ноги, поставив ее рядом с правой, которую немного приподнять,
 


два Топнуть всей стопой правой ноги, поставив ее рядом с левой в шестую позицию,



и Пауза.
Движение можно исполнять, начиная с левой ноги.
- Припадани

Музьжальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
раз Сделать шаг в сторону вправо с полупальцев на всю ступню правой ноги, мягко приседая на ней, левую ногу согнуть в колене и подвести ее к щиколотке правой ноги.
Колено левой ноги направить влево.
и Переступить на полупальцы левой ноги, выпрямив ее в колене и поставив сзади правой ноги, которую немного приподнять в сторону вправо, вытянув ее в колене и подъеме.
два-и Повторить движения, исполнявшиеся на счет «раз-и».
Движение можно исполнять с левой ноги, продвигаясь влево.
- Па де баск

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно правую отделить от пола, отвести вперед и вправо, описав в воздухе полукруг.
раз Перескочить на правую ногу, ставя ее на всю стопу.
и Переступить на левую ногу, поставив ее впереди равой на полшага вперед.
два Переступить на правую ногу, ставя ее в прелшее положение.
и Слегка присесть на правой ноге, одновременно левую, чуть отделив от пола, отвести вперед и влево, описывая в воздухе полукруг. Далее движение продолжается с другой ноги.
- Па де баск вперед

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди).
затакт Слегка присесть на левой ноге, одновременно пра-
вую ногу невысоко приподнять над полом,
 


раз Небольшой прыжок вперед на правую ногу, 



и Переступить вперед на левую ногу,
два Переступить вперед на правую ногу,
 

и Присесть на правой ноге, одновременно чуть приподнять левую ногу над полом и затем продолжать движение с другой ноги.
- Мячик

Музыкальный размер 2/4,
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - полное приседание на полупальцах обеих ног, колени разведены в стороны, пятки вместе,
раз Слегка подпрыгнуть, не вставая из приседания и продвигаясь в сторону вправо,
два Повторить движение, исполнявшееся на счет «раз».
- Присяды

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
1-й такт
раз Скользящий шаг вперед правой ногой, сгибая ее в колене.
два Приставить скользящим движением левую ногу к правой в шестую позицию.
2-й такт
раз Скользящий шаг вперед левой ногой, сгибая ее в колене.
два Приставить скользящим движением правую ногу к девой в шестую позицию.
- Шаг с подскоком

Музыкальный размер 2/4
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног.
раз Шаг вперед на низкие полупальцы правой ноги,
 


и Легко подскочить на полупальцах правой ноги.
А левую ногу, согнув в колене, приподнять немно-
го вперед с вытянутым подъемом, 


два Шаг вперед на низкие полупальцы левой ноги,




и Легко подскочить на полупальцах левой ноги, правую ногу, согнув в колене, приподнять немного вперед с вытянутым подъемом. 



Движение может исполняться на месте и с продвижением.
- Подскоки в повороте

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - третья позиция ног (правая нога впереди)»
раз Шаг в сторону вправо правой ногой, левую ногу отделить от пола,


и Легкий подскок на низких полупальцах правой ноги, поворачиваясь вправо на 180°, левую ногу, согнув в колене, приподнять вперед с вытянутым подъемом
два Шаг в сторону влево левой ногой, правую ногу отделить от пола.
и Легкий подскок на полупальцах левой ноги, поворачиваясь еще на 180° вправо, правую ногу, согнув в колене, приподнять с вытянутым подъемом вперед.
- Вращение полькой

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
затакт Подскочить на полупальцах левой ноги, начиная поворот вправо, правую ногу отделить от пола.
1-й такт
раз Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола.-
и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы левой нога, а правую ногу отделить от пола.
два Заканчивая первый поворот, переступить на полупальцы правой ноги, приставив ее к левой ноге и не перенося на нее тяжесть корпуса.
и Подскочить на полупальцах правой ноги, начиная новый поворот, левую ногу отделить от пола.
2-й такт
раз Переступить, продолжая поворот вправо, на полу-
пальцы левой ноги, правую ногу отделить от пола,
и Переступить, продолжая поворачиваться вправо, на полупальцы правой ноги, левую ногу отделить от пола. два Заканчивая поворот, приставить левую ногу к правой ноге.
и Пауза.
Все переступания делаются легко, пружинисто.

- Лявониха ход

Движение 24. «Основной ход танца «Лявониха».
Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на один такт музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног. затакт Проскользнуть носком правой ноги по полу вперед и слегка оттолкнуться от пола.
2-й такт
раз Шаг правой ногой с маленьким прыжком вперед,
и Переступить вперед на левую ногу,
два Переступить вперед на правую ногу.
Повторить движение, исполнявшееся на «затакт», но с левой ноги, и продолжать движение.
- Юрочка ход

Музыкальный такт 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног; руки на талии.
1-й такт
раз Легкий пружинный шаг вперед на правую ногу,
и Легкий пружинный шаг на левую ногу,
два Легкий пружинный -шаг вперед на правую ногу,
и Пауза.
2-й такт
раз-и Перепрыгнуть на левую ногу, правую ногу отделить от пола. Руки перевести в первую позицию.
два-и Оставаясь на левой ноге, правую ногу поставить вперед на каблук. Руки раскрыть во вторую позицию. Корпус чуть откинуть назад.

- Крыжачок ход

Музыкальный размер 2/4.
Исполняется на два такта музыки.
Исходное положение - шестая позиция ног. затакт Подскочить на полупальцах левой ноги с передвижением вперед, а правую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом.
1-й такт
раз Резко переступить на полупальцы правой ноги, а левую ногу слегка приподнять от пола.
и Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги.
два Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги.
и Подскочить на полупальцах правой ноги с продвижением вперед, левую ногу поднять вперед, согнув ее в колене под прямым углом.
2-й такт
раз Резко переступить на полупальцы левой ноги, правую слегка приподнять от пола.
и Пружинный шаг вперед на полупальцы правой ноги.
два Пружинный шаг вперед на полупальцы левой ноги,
и Исполнить то же, что и на «затакт».


Заключение

Белорусский народный танец вышел на широкую арену, став неизменным спутником народных торжеств, участником праздников песни, массовых театрализованных представлений.
Искристое искусство наших народных ансамблей танца известно далеко за пределами республики. В репертуаре белорусских профессиональных ансамблей танца и танцевальных коллективов художественной самодеятельности большое место занимают танцы народов СССР. В свою очередь наши белорусские танцы вошли в концертный репертуар коллективов многих союзных республик. Это - свидетельство крепнущей дружбы народов СССР, взаимного обогащения их культур.
Талантливый белорусский народ через столетия пронес и сохранил свою национальную культуру, лучшие народные обычаи, песни и танцы. Неиссякаемый источник народного хореографического творчества раскрывает перед нами все краски танцевальных рисунков и движений, кружевные узоры построений, выразительность мелодий,- всю танцевальную палитру, так необходимую нам сегодня для создания новых современных танцев.

Петрова Любовь Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ДД(Ю)Т
Населённый пункт: г.Туймазы, республика Башкортостан
Наименование материала: конспект занятия по хореографии
Тема: "Белорусский танец"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Конспект занятия.

Тема:
Упражнения народно-сценического танца у станка. Основные правила и техника исполнения. Белорусский танец. Характерные черты и особенности.
Цель:
Разогрев учащихся, укрепление мышц, овладение техникой танца и выразительностью исполнения. Постановка танцевального этюда в белорусском танце.
Ход работы:
1.Поклон. М.р. 2/4. Исполняется на 8 тактов. Белорусский характер. Исходное положение ног – первая свободная позиция. 2.Разминка по кругу танцевальным шагом в русском характере. М.р. 2/4. (Простой бытовой ход, переменный ход, переменный ход с каблучка, ход с проскальзывающим ударом, шаркающий ход). Обратить внимание на техничность и красочность исполнения. Экзерсис у станка. 1.Плие. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняется по 1, 2, 3, 6 позициям. Обратить внимание на координацию исполнения. 2.Батман тандю. М.р. 2/4. Татарский характер. Техника исполнения. Анализ характерных ошибок. 3.Флик фляк. М.р. 2/4. «Яблочко». По 2 раза в каждом направлении. 4.Подготовка к веревочке. М.р. 2/4. Русский характер. Исполняем 4 раза. Обратить внимание учащихся на технику исполнения заворота бедра. 5.Дробные выстукивания. М.р. 2/4. Башкирский характер. Исполняем 8 раз. Исходное положение – 6 позиция. 6.Большие броски работающей ногой под углом 90 градусов. М.р. 2/4. Украинский характер. Исполняем по 4 раза в каждом направлении. 7.Прыжки. Лицом к станку. М.р. 2/4. Белорусский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Обратить внимание учащихся на натянутость ног. 8.Релеве на полупальцы. М.р. 2/4. Татарский характер. Исходное положение – 6 позиция. Исполняем 16 раз. Упражнения на середине зала. 1.Припадание. М.р. 2/4. Украинский характер. Исходная позиция 3 позиция ног. Исполняем по 8 раз с каждой ноги. 2.Мелкий дробный ход «горохом». М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение ног 6 позиция. Исполняем на 8 тактов. 3.Веревочка в комбинации с ковырялочкой. М.р. 2/4. Русский характер. Исходное положение – 5 позиция. Исполняем на 8 тактов. 4.Упражнения по диагонали. Вращения на подскоках, бегунок, «блинчики». Обратить внимание на технику исполнения. Танцевально-постановочная часть урока. 1.Белорусский танец. Отличительные особенности: построение рисунка, массовость, игривость. 2.Основные движения. Объяснение, характеристика, показ.
- Белорусская полька - Притоп - Перескоки из стороны в сторону - Галоп - Полька в повороте - Присядка с подниманием согнутой ноги вперед. М.р. 2/4. «Лявониха». 3.Самостоятельная работа учащихся по закреплению нового материала. Анализ урока.